Хайфчанин – кандидат в президенты

19.02.2014 0 Автор klim-reporter
Нравится
Pin Share

d1Решение профессора Техниона, лауреата Нобелевской премии Дана Шехтмана баллотироваться на пост президента Государства Израиль, вызвало интерес в общественно-политических кругах и со стороны СМИ, посвятивших новости первые полосы газет.

Правда, вновь попав в свет прожекторов, в центр общественного внимания, профессор не учел, что любое его высказывание может вызвать бурную и не только положительную реакцию. Так и случилось после его выступления в Институте Жаботинского в Тель-Авиве, когда в своей речи Шехтман сказал, что «нам нужны инженера, врачи и специалисты в экономике. Чтобы обеспечить духовное развитие, нам нужны поэты, художники и певцы – и не только «восточные». Потом, выступая по радио «Галей ЦАХАЛ», профессор был вынужден убеждать аудиторию, что любит восточную музыку и в машине у него диски песен на марокканском. Люди из близких ему кругов, объясняют, что Дан Шехтман имел в виду, что надо черпать из разных духовных и культурных источников.

Так или иначе, но профессор, которому нужно собрать 10 подписей членов Кнессета (которые уже есть в «копилке» некоторых других кандидатов), чтобы официально представить свою кандидатуру на пост президента, не теряет оптимизма. И по праву. Ведь и его научная карьера не была усыпана розами. Более 10 лет ученый боролся за свое открытие, отстаивая свои научные взгляды в дискуссиях с оппонентами, отрицавшими существование открытых им квази кристаллов и даже называвших Дана Шехтмана в пылу спора квазиученым.

На церемонии присуждения Шехтману звания Почетного гражданина Хайфы, состоявшейся в зале Черчилль Техниона,  президент Техниона профессор Перец Лави сказал, что не сомневается, что высокая комиссия проголосовала не только за открытие, которое изменило представление мира о природе твердого вещества. Она присудила приз человеку, боровшемуся за свою правду более 10 лет и привлекшему на свою сторону множество ученых:

— Исследования Шехтмана начались с почти случайно сделанного им открытия, которое подвергло сомнению, казалось бы, незыблемые, общепринятые в то время научные истины. Когда Дани увидел в микроскоп поразившую его «очаровательную  мозаику» (сегодня выбитую на галстуках, которые участники церемонии надели по поводу торжества), его первой реакцией было: «этого не может быть!». Он повторял эти слова множество раз. 8 из 10 исследователей пожали бы плечами и сказали: «артефакт, грязь на линзе», и шли бы дальше. Тут нужен был ученый особого творческого склада, которому свойственно любопытство, настойчивость исследователя и интуиция, необходимые, чтобы установить причинно-следственные связи, скрывающиеся за увиденной картиной.

Тогда же, на церемонии в Технионе, новый почетный гражданин города Даниэль Шехтман рассказал о своей неразрывной связи с Хайфой и Технионом.

Студентом переехал он в Хайфу, в студенческие годы они поженились с Ципорой, но когда захотели купить квартиру в доме, построенном для молодых семей на улице Прахим, им отказали, сказав: «вы, тель-авивцы, здесь временные жители, а эти квартиры для тех, кто будет жить в Хайфе постоянно». Шехтманы поселились в районе Рамат Ремез, и вот уже 50 лет живут в Хайфе, вырастили 4 детей, у них появилось 9 внуков, и это уже шестое поколение на этой земле.

В 1906 году из России приехал с семьей дед Даниэля Шехтмана. Он создал  «Бнот ха-поалей Израиля» и «Дфус Ахдут» — типографию Бен Гуриона и был одержим идеей построения своего дома на своей земле. Но когда родилась его дочь – мама Даниэля, семья была настолько бедна, что до 4-х лет у девочки не было обуви. Его отец, приехавший из России в 1930 году, был первопроходцем, членом Хаганы. Как заметил Шехтман, он не сомневается, что от деда и отца (принадлежавшего к поколению, которое построило страну), он унаследовал свой упрямый характер.

Научный путь Шехтмана начался со студенческой скамьи в зале Черчилль, который с того времени успел пострадать от пожара и был отстроен заново. С тех пор Даниэль Шехтман не раз сидел здесь за студенческой партой, но чаще вел занятия, стоя за преподавательской кафедрой.

10 лет подряд выбирали студенты профессора Шехтмана лучшим преподавателем, 25 лет он вел курс технологического предпринимательства, инициатором которого был сам. По словам Дана Шехтмана, за это время курс закончило 10.000 студентов, и Израиль превратился из страны, где были единицы инициаторов создания предприятий высоких технологий в страну «старт – ап — нейшн», и он верит, что в этом превращении есть и его вклад.

О настойчивости в воплощении в жизнь поставленных целей говорит и его ставший реальностью проект дошкольного образования.

Хайфчанин – будущий президент? Возможно, и это реально.

27 июля этого года закончится каденция нынешнего президента Шимона Переса. Новый президент Израиля будет избран 120 депутатами Кнессета. О своем желании участвовать в новых президентских выборах, которые состоятся летом, кроме профессора Шехтмана, заявил ряд политиков. Представители «Аводы» выступили с заявлением о том, что движение рекомендует на пост президента Биньямина (Фуада) Бен-Элиэзера. В прессе называются имена  других возможных кандидатов, среди которых депутаты Кнессета Реувен Ривлин («Ликуд»), бывший спикер парламента Далия Ицик («Кадима») бывшая судья Верховного суда Далия Дорнер, Сильван Шалом («Ликуд») и Узи Ландау («Наш дом Израиль») и другие.

 Татьяна Климович

Фото автора

d2

 

d3

 

Нравится
Pin Share