Саня Кройтор: «Хайфа — уникальный город и уникальная публика!» Интервью после концерта.
09.04.2014
Встреча с музыкантами такого уровня — это всегда событие. Скрипка в руках виртуоза то взлетала грифом вверх, то становилась балалайкой, а затем, подчиняясь волшебному смычку, начинала петь на высокой ноте, и души слушателей, казалось, возносились ввысь и парили на волнах вдохновения вместе с Саней Кройтером, который, вдруг, как будто шутя, увлекал их в бурное море звуков и мелодий бешенного темпа, энергии и темперамента, пробуждая желание пуститься в пляс, отбивать ритм, хлопать и скандировать «Браво!»
— От чего зависит мастерство скрипача, как возможно взрастить в себе эти способности, талант? – спросила я музыканта после гала-концерта Украинской культуры в Хайфе, в завершение которого он выступил, и все участники которого, надо это отметить, отличались высоким уровнем исполнения.
— Я точно не смогу ответить на ваш вопрос, однозначно. Потому что этому учатся всю жизнь. Каждый концерт – это практика, это новые ощущения, это опыт, который набираешь за все годы.
Я, конечно, получил свое образование. Естественно, все это было: и школа, и училище в Кишеневе. Был год Академии в Израиле. На этом профессиональное образование я закончил и пошел в концертную деятельность. В принципе, опыт набирается только на концертах.
— А с детства – вы знали, что станете музыкантом?
— Я думаю, что папа знал, я не знал.
— Вы хотели или вас заставляли заниматься?
— Не то чтобы заставляли, но скрипка – сложный инструмент, я не могу сказать, что мне было легко. Но папа хотел. Папа был очень известным музыкантом и хотел, чтобы сын играл на скрипке. А я, видимо, подавал какие-то музыкальные надежды. Так получилось, что сегодня я и скрипка — неразлучны на всю жизнь.
— Как вы общаетесь вне концертной деятельности, вы проводите совместные репетиции с вашим отцом — известным музыкантом, аккордеонистом Эмилем Ройтором?
— Нет. У нас уже все, видимо, на таком уровне, мы так друг друга чувствуем, впрочем, как и все мои ребята, что нам практически не нужны репетиции. Просто если появляются какие-то новые темы, можно встретиться, что-то придумать. Все на ощущениях.
— Есть какое-то чувство внутренней конкуренции? Ведь вы достигли уже такого высокого уровня…
— Я вижу сегодня молодых скрипачей, музыкантов, которые просто уникальны, я искренне восторгаюсь и рад, что такие есть. Поэтому я абсолютно не боюсь этого. Мне приятно подойти к человеку и сказать, что это было здорово!
— Вы участвуете в разных концертах – и камерных, и перед большой аудиторией. О чем вы мечтаете, что планируете?
— Я планирую как можно больше выступать по всему миру, это понятно.
— Где вам довелось побывать?
— Я был везде, наверное, и собираюсь быть. Я выступал и на Бродвее, и в Кремле и так далее. Были многие хорошие концерты. Но для меня количество людей, оно, наверное, не столь важно. Важен прием. Бывает, что зал совсем маленький, а прием, как будто тысячи людей. Поэтому я думаю, что качество публики не зависит от количества.
— Какие, например, впечатления от концерта в Кремле и на Бродвее, чем отличается публика или это момент, настроение?
— Отличается, но в том и другом случае это очень волнительный момент, очень приятный, потому что принимают очень хорошо.
— Стандартный вопрос: кем вы себя считаете: кишиневцем, евреем из Молдовы, израильтянином, человеком мира?
— Однозначно я человек мира, и музыка это подтверждает, потому что музыка — она не имеет ни границ, ни политики, ни религии, ничего. Это единый язык, который дан нам свыше, и мы общаемся с помощью этого языка со всеми.
— Где вы живете?
— В Тель-Авиве.
— И как вам вообще тель-авивская жизнь, богемная жизнь? У вас есть друзья, семья?
— Да, конечно, есть очень много друзей. Дочке 8 лет. Все хорошо, Тель-Авив замечательный. Иногда хочется от него оторваться, но без него тоже невозможно.
— Куда оторваться, где вам комфортней всего?
— В мошаве, но без Тель-Авива тоже не получается.
— Вы не планируете куда-то уезжать? И что вы думаете о будущем своей дочки в нашей такой бурной действительности?
— Я не могу сказать. Пути Господни неисповедимы, поэтому я не могу сказать. Но я люблю эту страну.
— Скажите, пожалуйста, несколько слов хайфчанам.
— Хайфа — уникальный город, уникальное место, это уникальная публика, которую я очень люблю. Я знаю, что и меня здесь ждут, поэтому я с большим удовольствием приезжаю в ваш замечательный город.
Остается добавить, гала-концерт Украинской культуры в хайфском зале Раппопорт с участием замечательных израильских артистов состоялся под эгидой Объединения выходцев из Украины и его Северного отделения (арт-директор культурного проекта Елена Джейко), выразивших благодарность за содействие и поддержку хайфскому муниципалитету и заместителю мэра Хайфы Юлии Штрайм, а также городскому Управлению абсорбции.
Татьяна Климович
Фото автора




