"Травиата" у стен Масады
13.06.2014История любви “La Traviata”, что вот уж более, чем полтора столетия волнует человеческие души в прекрасном обрамлении чудесной музыки Джузеппе Верди – представлена по-новому, став грандиозным шоу, аттракцией в пустыне…
Действие оперного спектакля разворачивается на огромной сцене площадью 4000 кв. м, на нескольких сценических площадках, расположенных на разных уровнях, высоте, так что кажется, будто герои парят в вышине, вернее, это их зеркальные отражения, призрачные и невесомые, живут чувствами, которые обуревают Виолетту и Альфреда.
Спецэффекты, огненные всполохи в кульминационных сценах с участием балетного ансамбля «Килчия» из Польши, мощное звучание грандиозного хора, в том числе мужского — теноров, баритонов, конные упряжки, на которых разьезжают герои спектакля, актеры и акробыты, артисты на ходулях… И все это для того, чтобы рассказать о любви и смерти заблудшей женщины, в душе которой горит негасимый огонь чистой, страстной и нежной, жертвенной любви. Ведь La traviata «падшая», «заблудшая», от гл. traviare — сбиваться с пути) —опера Джузеппе Верди на либретто Франческо Мария Пьяве по мотивам романа Дама с камелиями А. Дюма — сына.
Принимать ли новый формат решать зрителям, которые вот уже 4-й год до отказа заполняют трибуны под открытым небом, стремясь попасть в объятия остывающей под вечер пустыни, съезжаясь к стенам древней крепости Масада из разных городов Израиля и даже мира.
Оперный фестиваль 2014 у подножия Масады и древнем Акко
В этом году оперный фестиваль, проводимый Израильской оперой и ее генеральным директором Ханой Муниц, помимо 4-х оперных спектаклей «Травиаты» (12, 14, 16, 17.06, премьера уже состоялась) с участием оркестра Израильской оперы, включает также выступления израильского филармонического оркестра, исполняющего произведения Бетховена и музыкальный проект Идана Райхeля.
Сухой ветерок пустыни овевает разгоряченные дорогой лица гостей, которые по приезде отправляются разгуливать по возведенному с нуля фестивальному городку площадью 15000 квадратных метров с множеством барных стоек, кафе и 3500 сидячих мест. Они проходят под арками, оформленными фотографиями в стиле конца 19-го века, сидят на скамеечках у подножия горы с древней крепостью на вершине, любуются прекрасными розами, алеющими на фоне гор.
Проникшись особым настроем, гости входят в подъезд старого парижского дома с серыми стенами, что является частью фестивальных декораций и попадают в освещенный огнями зал оперы под открытым небом.
Стрелки часов на сцене символизирует бег времени.
Да, времена изменились, мир рушится, Эйфелева башня разломилась, Париж превратился в часть пустыни, но любовь, страсть и музыка, прекрасный вокал остаются.
Драматический и оперный режиссер с 25-летним стажем, постановщик «Травиаты» Михаил Знанецки привез из Польши целый коллектив, с которым он путешествует по свету. Михаил считает, что опера должна быть открыта широкой аудитории, стать привлекательной для нее, для молодежи. Кстати, после фестиваля Знанецки уезжает во Львов для осуществления совместного с украинской стороной проекта.
Какая-то особая прелесть состоит в том, чтобы слушать оперу под открытым небом и ощущать, как прекрасные звуки музыки и вокала возносятся ввысь , в темное небо пустыни, к звездам
Было безумно интересно побывать на генеральной репетеции «Травиаты» и увидеть работу с оркестром и исполнителями дирижера Даниеля Орена. Его вокальные «реплики» и эмоции впечатляли.
Маэстро ведет за собой солистов и хор – исполняя части партий, беря самые высокие ноты, и вдруг, как с обрыва срывается «вниз», увлекая оркестр и певцов в пучину бурных чувств, его голос превращается в рык. И вся и все — в оркестровой яме и на сцене послушно следуют за ним, подчиняясь магии голоса, рук, тела и дирижерской палочки.
Главные партии в «Травиате» исполняют звезды мировой величины Елена Мошук (Elena Mosuc), обладающая прекрасным лирическим сопрано и тенор Giorgio Berruggi. Они не уронили планку, поднятую их предшественниками, в том числе легендарной Эдис де-Филипп (на спектакли которой приходили Бен Гурион и Пола, Ицхак Бен Цви и Леви Эшколь), а также Plácido Domingo.
Немного истории, или «Травиата», как символ Израильской оперы
Первая постановка «Травиаты» в Израиле была также первой израильской оперной постановкой вообще — состоявшейся 24 июля 1923 года в помещении кинотеатра «Эден» в Тель-Авиве. Как упоминается в анналах истории, дирижер Мордехай Голинкин (бывший дирижер оперной труппы «Народного дома» в Петрограде Мордехай (Марк) Голинкин репатриировался в Палестину в начале 20-х годов прошлого века) с началом спектакля приказал закрыть двери зала, так что запоздавший Меир Дизингоф – тогдашний мэр Тель-Авива вынужден был под дверью дожидаться антракта. На сцене пел хор из 12 человек и солисты, прибывшие с Голинкиным из России в сопровождении великого Федора Шаляпина.
С 1960 по 1982 гг. «Травиата» ставилась на израильской сцене более 250 раз, став символом израильской оперы, оставаясь им и сегодня…
Татьяна Климович
Фото автора
Фоторепортаж автора
