Осторожно, люди

Осторожно, люди

08.07.2014 0 Автор klim-reporter
Нравится
Pin Share
Yuliy_Ribakov
В продолжение предыдущей публикации, которая начинается с фразы — «продается необитаемый остров» — продолжим ее словами «Осторожно, люди!»
«…при всей разнице условий жизни есть проблемы, которые волнуют все человечество, потому что национализм — он везде опасен, коррупция везде вредит обществу, а уж «неправосудные» суды — тем более.
Мы могли бы продолжить эти темы, нашедшие отражение в наших трех конкурсах карикатур, но, оглянувшись назад, поняли, что стоит обратить внимание общества не на плоды, а на корни наших проблем. Эти корни в нас самих — в людях. Несправедливость, агрессия, непонимание, равнодушие, эгоизм, хищническое отношение к природе, неравенство — все это порождено нами. Так возникла идея проекта «Осторожно, люди!» 
 
В Хайфе побывал человек с удивительной биографией. Он хорошо известен в России, а теперь с ним познакомились и израильтяне. Юлий Рыбаков — руководитель санкт-петербургского арт-центра «Пушкинская, 10», художник, диссидент, отсидевший шесть лет за антисоветскую деятельность, председатель первой в истории России комиссии по правам человека и депутат трех первых созывов Государственной думы РФ по одномандатному округу.

Юлий Рыбаков приезжал в северную столицу по приглашению хайфских художников, причем не с пустыми руками. Он привез в подарок городу необычную выставку карикатур под названием «Осторожно, люди!». Она включает в себя лучшие работы с четырех международных конкурсов, которые проводил арт-центр в течение пяти лет: «Осторожно, нацизм!», «Осторожно, Фемида!», «Осторожно, коррупция» и обобщающего — прошедшего под девизом «Осторожно, люди!» с участием карикатуристов из 26 стран мира, в том числе из Израиля (Хайфы).

 

Рассказывает Юлий Рыбаков:
– Наш центр существует уже много лет, мы занимается обменными культурными проектами, приглашаем художников из-за рубежа и выставляем их работы у нас. В 2005 году у нас родилась идея проведения международных конкурсов карикатур «Нотабене!» Мы посчитали, что при всей разнице условий жизни есть проблемы, которые волнуют все человечество, потому что национализм — он везде опасен, коррупция везде вредит обществу, а уж «неправосудные» суды — тем более.
Мы могли бы продолжить эти темы, нашедшие отражение в наших трех конкурсах карикатур, но, оглянувшись назад, поняли, что стоит обратить внимание общества не на плоды, а на корни наших проблем. Эти корни в нас самих — в людях. Несправедливость, агрессия, непонимание, равнодушие, эгоизм, хищническое отношение к природе, неравенство — все это порождено нами. Так возникла идея проекта «Осторожно, люди!»
Как рассказал Юлий Рыбаков, на конкурс было прислано 1200 работ из разных стран мира. Отбор прошли 103 работы. В номинации «Карикатура» первая премия досталась хайфскому художнику Сергею Сыченко за его работу — пародию на картину И. Крамского «Портрет неизвестной» («Незнакомка»), где вместо красивого лица зритель видит фрагмент с картины Пикассо. Представив такой вот интересный собирательный женский образ, художник предостерегает: и красота может быть обманчива. 

 

 

 

 

 

 

 

С выставкой «Осторожно, люди» хайфчане познакомились в Доме Союза художников Израиля «Бейт Шагал». Здесь были представлены и работы художников из-за рубежа, и карикатуры хайфских мастеров Ильи Каца и Бориса Эренбурга с его уже ставшей знаменитой после множества публикаций пародией на тему классической картины Леонардо да Винчи.

Boris Erenburg

 

 

 

 

 

 

 

В ней вместо совершенного человека, фигура которого вписана в круг и квадрат, мы видим пострадавшего в жизненных боях нашего калеку-современника.

Очень интересны лаконичные, ­броские работы Анастасии Фалдиной и Александры Фалдиной из России, победившие в номинации «Плакат».
Стоит обратить внимание на карикатуры Михаила Златковского — одного из известных мировых карикатуристов, который, как считают многие, изменил лицо карикатуры — и графической манерой, и манерой думать, вкладывать глубокий смысл в карикатуру. Уволенный в советское время с должности художника журнала «Химия и жизнь», он несколько лет работал в США, затем вернулся в Россию и стал художником одной из российских газет, совместно с Виктором Шендеровичем издал богато иллюстрированную карикатурами книгу. И еще такой факт. В конце 1990-х вышел из печати двухтомник стихов Владимира Высоцкого с иллюстрациями-карикатурами Михаила Златковского.
Заставляют задуматься и необычные работы Владимира Казаневского — украинского автора, одного из ведущих карикатуристов русскоязычного мирового сообщества, который, можно сказать, бьет рекорды Гиннесса по количеству международных призов и изданных им книг «карикатурного содержания», например, под названием «Голова» (карикатура из книги была представлена на выставке).
Игорь Лукьянченко, Юрий Кособукин (недавно ушедший из жизни), Игорь Никитин – Василий Александров, график и фотограф Марина Бондаренко — этот список известных карикатуристов, работы которых увидел хайфский зритель, можно было бы продолжить.
Как надеются художники и организаторы выставки — и с хайфской стороны (Сергей Сыченко, Павел Ценбахт, Татьяна Белоконенко), и из Петербурга, — их творческое сотрудничество продолжится. А для хайфчан сама встреча с Юлием Рыбаковым стала сюрпризом и своеобразным подарком. Захватывающим был рассказ художника о том, как в течение семи лет он и его коллеги боролись за создание арт-центра, дневали и ночевали в огромном пустующем старинном здании на Пушкинской, 10 вместе с женами и детьми, выдерживали давление властей, нападки милиции и бандитов, но отстояли его. Сегодня в здании арт-центра — единственный в России Музей нонконформистского искусства, пять различных галерей, три музыкальные площадки, где играют самые серьезные авангардные коллективы, 40 мастерских для художников и еще несколько студий для музыкантов, в которых Борис Гребенщиков, Юрий Шевчук и другие певцы работают и записывают свои песни.
Остается добавить, что выставка политического плаката и карикатуры, подаренная городу Хайфе санкт-петербургским арт-центром, отправилась по другим городам Израиля.

Татьяна Климович

Фото автора

(опубликовано в журнале «Алеф»)

 

Нравится
Pin Share