За кулисами кино. Новые подробности нового экскурсионного маршрута и его возможные продолжения
19.09.2014В преддверии 30-го юбилейного Хайфского международного кинофестиваля в Хайфе при участии доктора Цвики Райтера и школы искусств «Реут» создан новый экскурсионный маршрут, проходящий по местам съемок в городе фильмов.
Маршрут включает исторические здания и дома с интересной архитектурой, а также дома, где жили выдающиеся личности: писатели, художники и общественные деятел
Почти со времени своего основания Хайфа притягивала взгляды и сердца выдающихся людей своего времени. Упомянем только, что впервые название Хайфа появилось на обложке книги сэра Лоуренса Олифанта – с 1882 по 1888 гг. — жителя Хайфы, с 1868 года – члена английского парламента, автора проекта «Земля Гил’ад» — возрождение еврейского очага в Палестине, предвосхитившего Декларацию Бальфура. Сэр Олифант и его жена красавица леди Элис, а также их секретарь — автор будущего гимна Израиля Нафтали Герц Имбер жили в доме на проспекте Бен Гурион, 16. И сегодня на фасаде этого заброшенного здания можно увидеть выбитую еще во времена темплеров табличку «HOUS OLIPHANT».
Великий мечтатель и предсказатель Теодор Герцель, пребывая в Хайфе и взирая на Адар Кармель с высоты Центрального Кармеля на улице «Панорама», написал, что восхищается его красотой и назвал Хайфу городом будущего, о котором он мечтал.
Вновь созданный экскурсионный маршрут, длиной приблизительно 1 км, проходит по улицам Центрального Кармеля. Возможно, в дальнейшем, он будет продолжен и распространится на другие районы города. Ведь съемочные площадки фильмов, которые создавались в Хайфе — «Пам Хаити» («Когда-то был») режиссера Ави Нешера, «Меаль гив’а» (Режиссер: Рафаэль Наджари) и Broken Wings » («Сломанные крылья» ) режиссера Нира Бергмана — располагались в разных местах города.
Например, съемки фильма «Когда-то был» Ави Нешера, декорации к которым создавал Андрей Чернаков, проходили на Центральном Кармеле, на аллее Луи, а также в Нижнем городе.
Рассказывает художник-оформитель:
— В этой ленте передо мной стояла задача воссоздания образа Хайфы начала 60-х.
Съемки фильма велись в Нижнем городе – возле входа в подземное метро Кармелит на площади Кикар Парис, в районе центрального рынка и возле шука «пиш-пишим» неподалеку от здания мечети с зеленым куполом.
Магазин напротив нее мне удалось превратить в фасад кинотеатра, воссоздав знаменитый в те годы «Ганим».
На самом деле этот кинотеатр (один из около 20 существующих в то время в Хайфе) располагался на месте нынешнего «Сити-центра» и был очень популярен у хайфских жителей. В нем демонстрировались фильмы о любви индийского и турецкого производства, прокатом которых занималась семья лилипутов. На их долю выпало немало страданий в прошедшей войне. Жители города знали, что низкорослость этих переживших Катастрофу евреев была следствием опытов, произведенных над ними доктором Менгеле еще в то время, как они были детьми (заметим, обычными детьми).
Что касается создания декораций кинотеатра, то я не стремился в деталях воссоздать исторические объекты по сохранившимся фотографиям. Мне было важно передать атмосферу жилого квартала Хайфы того времени.
Я перекрасил часть фасадов зданий, написал плакаты, стилизованные под 60-е (в то время все они были ручной художественной работы), изготовил вывески. Предложил поставить на съемочной площадке старые телефонные будки и тумбы с афишами того времени. При этом главное, чем я руководствовался, были интуиция и художественная фантазия. Хотя я хорошо знал исторический материал…
По тропам будущих маршрутов
Кстати, одним из возможных будущих маршрутов может проходить по местам съемок Фильма «Зейтун» продюсера Эрана Риклиса и сценариста Нэйдера Ризка — в Нижнем городе.
Не так давно, примерно год или чуть больше назад, в один прекрасный день на стене одного из заброшенных домов на улице Йегуда ха-Леви в районе Вади Ниснас хайфчане обнаружили огромный портрет Ясира Арафата, а на улице Кибуц Галует новую скульптурную композицию. Хотя новой ее можно было назвать с некоторой натяжкой. На ней были видны следы пуль…
Как оказалось, двойник памятника, который является визитной карточкой Бейрута (он установлен на «Площади мучеников» в честь казненных ливанцев, выступивших против турецкой оккупации), как и портрет Арафата, был изготовлен для фильма «Зейтун» художником — дизайнером фильма (опять-таки, Андреем Чернаковым). Фильм, действие которого происходит в Бейруте и лагере палестинских беженцев накануне и во время первой Ливанской войны, частично снимался в Нижней Хайфе и завоевал серебряную награду международного кинофестиваля в Торонто.
Фото автора
Отправляемся в путешествие
Наверное перед экскурсией по новому маршруту стоит еще раз посмотреть снимавшиеся в Хайфе фильмы, а также перелистать странички истории города, связанные с жившими в нем интересными людьми, и тогда воображение перенесет нас в 50-е годы – например, в кипящее жизнью мифологическое «Кафе Пар» на Центральном Кармеле, где сиживал и Алеф Бэт Йегошуа, и Яков Орланд, Одед Котлер и многие другие известные личности.
Можно зайти и в музей архитектуры Гитая на проспекте Наси. Его создал в честь своего отца архитектора Муньо Гитая известный израильский режиссер Амос Гитай (новый фильм которого «Циля» также частично снимался в Хайфе). Преподававший архитектуру в Технионе Муньо Гитай большую часть своей жизни посвятил сохранению наследия Баухауз. Кстати, сам Амос Гитайтакже учился на факультете архитектуры. Его фильм «Колыбельная отцу» рассказывает историю жизни Муньо.
Проходя по улицам маршрута стоит поинтересоваться историей их наименования. Например, улица Джоржа Элиота была названа так по имени известного писателя. Но оказывается, на самом деле за литературным псевдонимом Джорж Элиот известного писателя скрывалась талантливая женщина писательница Мариан Эванс. Открытие этого интересного факта приписывают Чарльзу Диккенсу…
Маршрут, разработанный доктором Цвикой Райтером – директором школы искусств «Реут» совместно с преподавателем истории и искусства Прахи Шварцбергером, а также доктором Моше Машиах и Мирьям Шарон, начинается от западной стороны Аллеи Луи. Его начальная точка – у обелиска, установленного в честь визита в Хайфу короля Вильгельма Второго и оттоманской пушки — памятной отметки на шкале времени – захвата города англичанами, продолжение – по улице Яффе Ноф и завершение на Центральном Кармеле.
Татьяна Климович