50.000 негативов Нафтали Оппенхайма. Фотовыставка в музее "Эрец -Исраэль"
29.10.2014В музее «Эрец -Исраэль» в Тель-Авиве на днях открывается выставка фотографий Нафтали Оппенхайма (1912-1953). Не первая выставка этого фотографа, не первая ретроспектива и даже не самая первая выставка в музее «Эрец-Исраэль». Но самая представительная – специально к этой выставке благодаря усилиям историка израильской фотографии, известного куратора Гая Раза в течение нескольких лет были отсканированы тысячи и тысячи снимков из общего наследия Оппенхайма в 50.000 негативов.
Несмотря на такое колоссальное количество работ, имя Нафтали Оппенхайма известно прежде всего тем, кто родился и вырос в кибуце Эйн-Гев на Кинерете, в других кибуцах близ озера, Долины (Амаким) и Галилеи. И еще специалистам по израильской фотографии – пропагандистской официальной и художественной. Вторая — художественная – часть было мало известна при жизни Оппенхайма, нелепо оборвавшейся в 1953 году: он был застрелен молодым охранником кибуца Эйн-Гев, принявшего делавшего обход Оппенхайма (ответственного за охрану кибуца) за сирийского солдата. Сирия тогда находилась в 70 метрах от границы кибуца и во время ночного обхода забора из колючей проволоки, сонный новобранец застрелил Нафтали, перепутав его с арабом.
Оппенхайм документировал жизнь ишува в 1930-50-е годы: во времена британского мандата, во времена становления ишува, во время и после Войны за Независимость. Его темы — жители Долины и Галилеи, Цфата и Тверии, кибуцов Кинерета; солдаты британской армии, евреи, арабы, процесс создания новых поселений, тренировки первых полицейских ишува, первые самолеты компании «Авирон», рынки Цфата и Тверии и археологические раскопки на Сусите. Те, кто были в 1940-50-е годы детьми в кибуце Эйн-Гев помнят, как раз в год их собирали для торжественного обязательного группового снимка напротив фотокамеры Нафтали Оппенхайма. Он сделал множество официальных кадров в духе строгой, но все-таки приукрашенной документалистики, и еще больше
– художественных портретов. Сам Нафтали Оппенхайм всегда повторял, что хочет «снимать только красивое. Уродливое меня не интересует — уродливое надо пережить и пересилить». А всегда красиво – это Кинерет, дети и женщины. Именно пейзажи, детские и женские портреты и составляют значительную «художественно-прекрасную» часть его наследия. Другая часть – это снимки, относящиеся к тем уже становящимся летописно-историческими-фиксированными штампами мифов. Кто-то эти мифы называет сионистскими, другие – официальными, но они – точно такое же отражение того что было, просто с другой точки зрения передающие дух эпохи. «Я фотографирую только то, что красиво и только тех, кто счастлив – в этом я вижу цель своей работы. Мои фотографии должны помогать, подбодрять и поддерживать. Потому я и избегаю уродливые явления» – говорил Нафтали Оппенхайм.
Сначала он работал в крошечной студии, оборудованной в кладовке мошавы Хацер Кинерет, потом в кибуцной студии в Эйн-Геве, потом в лаборатории, а затем после Войны за Независимость открыл фотомагазин в Тверии «Фото Нафтали». На выставке в музее Эрец-Исраэль посетители увидят снимки первых бойцов ПАЛМАХа, события Войны за Независимость, повседневную жизнь старой Тверии, рыбацкий порт, лошадиную ферму короля Абдаллы в Нахараим, музыкальные фестивали в Эйн-Геве и многое другое. И, главное, много чудесных лиц.
Нафтали Оппенхайм родился в 1912 году в городе Гессене в Германии. Он был единственным сыном родителей, занимавшихся изготовлением модельной одежды. Сам же Нафтали очень увлекался сионизмом и не меньше — фотографией с 16 лет, учился на курсах завода «CarlZeiss«, расположенного недалеко от Гессена, одновременно изучая в университете Гессена химию, физику и оптику. Приехав в Израиль в 1936 году (после подготовки к алие во Франкфурте) с группой » Бетелем», он не забросил ни одно из своих увлечений, став как было сказано и одним из первых основателей Эйн-Гева, и одним из самых значимых фотографов Эмек ха-Ярден, на протяжении 16 лет бывшего ярким фотографом-документалистом конца 1930 — начала 1950-х годов. («Бетелем» – группа, созданная Объединением групп выходцев из Германии и Молодежным поселенческим движением. Среди создателей кибуца Эйн-Гев был, ставший со временем легендарным, мэр Иерусалима Теди Колек)
Фотоаппарат Оппенхайм привез с собой из Германии, понимая, что зарабатывать надо везде. Поначалу он поселился в Хацар Кинерет, там заболел полиомиелитом, после чего был ограничен в своей трудовой деятельности – некоторое время он мог ходить только с костылями. Но сначала на телеге, в которую был запряжен осел, а затем с 1947 года на кибуцном автомобиле объехал все поселения Долины, Эмек ха-Ярден, Кинерета и Галилеи, успев сделать те самые 50.000 снимков. В 1948 году — после того, как машина побывала в аварии, он открыл свое «Фото Нафтали» в Тверии – и детей стали приводить к нему в ателье. Известно, что он ездил в Тверию в рабочей одежде и на автобусе – чтобы оставаться настоящим кибуцником.
Спустя некоторое время после смерти Нафтали его семья переехала в кибуц Гиносар на другом берегу Кинерета. Именно на складе этого кибуца, в забытых металлических шкафчиках в 1980-е годы и были найдены те самые тысячи негативов — превосходные фотографии, по сей день поражающие своей эстетической, художественной и исторической ценностью. Большинство изображенных на найденных снимках неизвестны, только по надписям в альбомах негативов можно определить в каком ишуве они были сделаны. Фотографии целой эпохи жизни страны – эпохи, столь непонятной и даже чуждой сегодняшнему обществу. Фотографии людей и лиц, которых больше не встретишь нигде — и, наверное, и никогда. Людей, переживших страшные годы, несколько войн, но наивных и счастливых – по крайней мере, так видится из нашего далека. В начале-начал всё было по-другому…
Первая ретроспективная выставка работ Нафали Оппенхайма прошла весной этого года в музее кибуца Ашдот Яаков в Эмек ха-Ярден.
Маша Хинич