Фестиваль народных театров Неве Йосеф
08.08.2015Прошедший в Хайфе в конце июля ежегодный всеизраильский Фестиваль народных театров Неве Йосеф, собрал на своих театральных площадках многочисленных зрителей.
Впервые фестиваль прошел 10 лет назад по инициативе культурного центра Неве Йосеф и факультета драмы Хайфского Университета. И сегодня он стал праздником переплетения культур, сочетающим в себе спектакли и мероприятия для всей семьи на нескольких языках: русском, амхарском, арабском и иврите.
Сам матнас Неве Йосеф в Хайфе является культурным центром для всех восточных районов города, населенных новыми репатриантами из разных стран. Он был создан в 1986 году по инициативе хайфского муниципалитета и соообщества Нью Джерси. Впоследствии в развитии центра приняли участие различные организации и Сохнут.
В течение 3-х дней фестивальные спектакли шли под открытых небом и в залах матнаса — для самых маленьких и взрослых зрителей. Свое искусство продемонстрировали и русскоязычные театры.
Мастер-класс с включением мультимедийных средств, анимации провели Лариса Соминская и Вадим Дикерман. Их профессиональный кукольный театр «Парус», обладатель приза Юнеско, золотой призер фестиваля — конкурса израильских театров прошлого года в театре «Габима», показавший лучший детский спектакль года, отмечает в 2015 году свой 20-летний юбилей.
Второй год подряд выходит к зрителю актер и режиссер театра «Моно» Владимир Лившиц из Нетании. В этом году актер и режиссер представил на фестивале моноспектакли «Маленькие комедии» по поэмам А.С. Пушкина и «Жизнь прекрасна» по произведению Ромена Ролана «Кола Брюньон».
Актеру и режиссеру удалось перекинуть мостик к зрителям, сыграть на струнах наших душ. Литературное слово в его монологах заиграло оттенками богатой гаммы чувств и актерских интонаций.
Как рассказал мне после спектакля профессиональный режиссер Владимир Лившиц, герой Ромена Ролана наиболее близок ему сегодня, и на его пути, как у Кола Брюньона — множество потерь. Он потерял свой дом, друзей, свой театр, но ему не хватает этого смеха сквозь боль — Кола Брюньона, поэтому и песня «Жизнь прекрасна» в его спектакле — так пронзительна, не оптимистична.
2 года назад приехал в Израиль Владимир Лившиц из Донецка – еще до начала всех драматических событий там. В течение 20 лет руководил в Донецке молодежным камерным театром и сегодня стремится продолжить свой творческий путь в Израиле, что не так просто. И хотя его театр, говоря фигурально, помещается в чемодане, чиновники от искусства, репатриантских организаций не спешат дать ему шанс. Что ж, пожелаем актеру и режиссеру успеха! Что б жизнь стала действительно прекрасной!
Народный театр «Лица» режиссера Хаима Долингера представил зрителям свой разнообразный репертуар: исполнение поэтических и драматических произведений различных авторов, поэзии Йосефа Бродского (отметим тут Вадима Торощина, влюбленного в своего кумира, и Луизу Ревков, исполнившую под гитару песни на стихи поэта).
Зритель получил удовольствие от юмористических сценок по произведениям Михаила Зощенко и Марьяна Беленького, пантомимы, моноспектакля «Актриса», в котором по-новому раскрыла грани своих актерских способностей Галина Токовая.
Успехом у зрителей пользовался спектакль «Плачу вперед» – коронка «Лиц» по пьесе Надежды Птушкиной. В нем, как и в пьесе, много юмора, иронии, театрального «балагана» — в лучших традициях жанра. И за всем этим история любви длиной в жизнь, попытка героини пьесы стать счастливой — по контракту! Хорош весь актерский ансамбль спектакля — Хаим Долингер, Зина Браун, Люси Малая и Ольга Шварцман.
4 года назад создала свой театр Галина Лапидус – режиссер, актриса и «медицинский клоун», закончившая театральное отделение Хайфского Университета. Еще до создания театра, который впоследствии получил свое название «Браво», она год проработала в больнице «Кармель» медицинским клоуном в детском отделении и, как признается, повидала там разное: случаи, рвущие сердце, но всегда оставалась в образе, старалась не терять самообладание. А детки, и что самое интересное, их родители, радовались, отвлекались от проблем и болезней.
На фестивале театр приготовил сюрприз для зрителей – премьерный показ спектакля по мотивам известной пьесы французского драматурга Жана Ануя «Оркестр».
Как рассказывает Гали Шапирович – актриса и замрежиссера, соавтор пьесы, которую увидел зритель (хотя драматургия спектакля рождалась в процессе творческих поисков всего коллектива), в течение нескольких месяцев они искали пьесу. Старались подобрать ее так, чтобы каждый из актеров мог себя по возможности показать, наилучшим образом проявить, в самом выгодном для себя свете выступить.
Ведь народный театр «Браво» Галины Лапидус — это «социальный театр», привлекающий в труппу и людей с ограниченными возможностями. Зритель и не знает этого. Спектакль идет на одном дыхании – но под музыку в переменной тональности, и каждый музыкальный отрывок символизирует другую жизненную тональность, характер и судьбу героя пьесы и актера театра. Это – спектакль в спектакле – сценическая репетиция пьесы Жана Ануя, который так и называется «Репетируя Ануя, или игра в переменной тональности».
Остается добавить, что в рамках фестиваля зрители познакомились с драматургией, пьесами, отражающими жизнь эфиопской общины, бедуинским фольклором, с палестинской и египетской поэзией на арабском языке и в переводе на иврит.
Татьяна Климович
Фото автора