Творческие перекрестки
12.09.2015Два года назад их жизненные тропы пересеклись. Известные художники Тэнно Пент Соостер и Сергей Буньков, уже знакомые с творчеством друг друга, встретились и задумали новый проект, который в эти дни воплотился в жизнь.
В доме Союза Художников Бейт Шагал в Хайфе открылась совместная выставка работ мастеров, увлекающая зрителя в захватывающее путешествие тропами их искусства. Выставка так и называется – «Тропы».
Внимание посетителей на открытии выставки притягивали графические работы Тэнно Соостера, выработавшего собственную технику их создания, и яркие образы в загадочных пазлах картин Сергея Бунькова.
Казалось, сама атмосфера в галерее Бейт Шагал была пронизана флюидами искусства и энергией творчества двух таких разных по характеру, темпераменту и жизненному пути художников, объединенных общим видением картины мира, в основе которого – отрицание любого диктата и право на свободу личности.
Тэнно Пент Соостер – из семьи известных художников, сын знаменитого эстонского художника Юло Соостера — «короля московского андеграунда», оформившего около 70 книг, в том числе большую часть из серии «Зарубежная фантастика», и москвички Лидии Израилевны из уважаемого еврейского рода Серхов. Он унаследовал от родителей непокорную судьбе любовь к свободе.
Они встретились и поженились в то время, как отбывали срок в Гулаге, будучи осужденными за антисоветскую деятельность.
Тэнно Пент Соостер, проработавший 20 лет художником – мультипликатором, в том числе на студии «Союзмультфильм», закончил во время работы высшие двухгодичные курсы кинематографистов в Госкино СССР и с Андреем Кржановским создал известный фильм о своем отце по его графике и живописи — «Школа изящных искусств. Пейзаж с можжевельником».
По словам Тэнно, он всегда занимался графикой, но вот такой станковой графикой стал заниматься только в Израиле.
В 1990-м году репатриировался и стал работать в газете «Вести», оформлял еженедельное приложение «Окна» и занимался творчеством. Выработал свою технику. Помимо картин ручной работы, где все точки скрупулезно поставлены – тушью, пером, создает картины, в которых композиция рождается на компьютере. Затем работа распечатывается, и дополняется вручную и раскрашивается.
Работы Тэнно с насекомыми, птицами, животными представляют собой завуалированные параллели с миром людей, в котором всегда актуальны вопросы свободы и ее ограничений. На эту тему – ряд работ художника, в которых изображена птица в клетке, состоящей из самой птицы. В этом ряду и картины с насекомыми, которые оживают под увеличительным стеклом — внимательным взглядом художника, поражая красотой фантастического рисунка крыльев и туловища, напоминая зарисовки исследователей флоры и фауны, отправляющихся в походы и кругосветные плавания вместе с Магелланом и другими знаменитыми путешественниками прошлого.
Насекомые стремятся к свободе, попасть к источнику света или воды, в другую, приграничную реальность. Это работы с сюрреалистическими мотивами.
Новые идеи увлекающегося наукой Тэнно Соостера, складываются в художественные образы. И так появляются интересные картины: человеческий клон, вживленный в хамелеона, приобретающий умение менять цвет своей кожи и сливаться с окружающей средой.
Работы Соостера и Бунькова не конфликтуют друг с другом, образуя единый визуальный ряд, в котором используются трактуемые по-разному образы животных, рыб и насекомых, и где каждая работа уникальна.
Сергей Буньков приехал в Израиль из Биробиджана в 2000-м году. За плечами профессионального художника, имя которого хорошо известно в стране и за рубежом, 30 лет занятия изобразительным искусством. Сергей прошел все ступени профессионального обучения – от биробиджанской художественной школы до педагогического специализированного Университета. Его работы находятся в частных коллекциях и музеях, в том числе, галерее Йельского Университета.
По приезде в Израиль в течение 10 лет художник создавал работы из стекла, последнюю их которых можно увидеть на выставке «Израильское стекло» в музее Эрец Исраэль.
Сергей Буньков называет себя человеком, который общается с миром визуальными знаками, если речь идет о картинах, которые он считает излишним объяснять, и словесным рядом, ведь он поэт, пишущий рвущие сердце энергией протеста стихи.
Процесс создания своих удивительных картин, в которых вечность встречается с современностью на древней и святой земле, Буньков сравнивает с продолжительным визуальным изменением пространства во время сумерек, как это было на Дальнем Востоке, откуда он родом. Когда окружающий мир принимает неясные очертания, а его картина в процессе создания становится нагромождение несвязанных символов. Но вот приходит такой же длинный рассвет, и образы становятся прозрачными и ясными…
Остается добавить, что выставка работ «Тропы», которую открыл директор Бейт Шагал Авнер Хадад в присутствии мэра Хайфы Йоны Яхава, продолжит свою работу до 26 сентября.
Татьяна Климович
Фото автора
Татьяна Климович
Фоторепортаж автора