Выставка Сальвадора Дали в Тель-Авиве
17.06.2016Выставка Сальвадора Дали проходит в эти дни в Тель-Авиве. В «Ангаре 11» в Тель-Авивском порту на площади в 1100 квадратных метров впервые в Израиле представлена уникальная коллекция, включающая сотни работ Сальвадора Дали в оригинале.
Хайфским журналистам было особенно интересно побывать на экспозиции и сравнить ее с выставкой скульптур и литографий, которая экспонировалась в Хайфском центре конгрессов три года назад «Дали. Взгляд гения». Нынешняя выставка это нечто совершенно иное. Она базируется на коллекции ранее не выставлявшего свое собрание в Израиле испанского коллекционера Хуана Ксваьера Боффиля из Барселоны, владельца частного музея работ Дали в Испании.
Напомним, что Сальвадор Дали родился 11-го мая 1904 года в Фигерас — маленьком городке на севере Каталонии, в семье нотариуса.
В мальчике, которому в силу его непослушного характера, трудно было включиться в обычную школьную жизнь, завести с детьми обычные связи дружбы и симпатии, рано обнаружился талант к рисованию. Обучаться изобразительному искусству Дали начал в муниципальной художественной школе.
С 1914 по 1918 год воспитывался в Академии братьев ордена маристов в Фигерасе. В 1921 году будущий великий художник поступает в Академию Сан-Фернандо. В этом же году умирает мать Сальвадора Дали, что становится для него трагедией. Год спустя он переезжает в «Резиденцию» — студенческое общежитие в Мадриде для одаренных молодых людей и начинает учёбу. В это время он знакомится с Луисом Бунюэлем, Федерико Гарсиа Лоркой. С увлечением читает работы Фрейда, экспериментирует с методами кубизма и дадаизма. Но в 1926 г. его выгоняют из Академии за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. И тогда же он впервые едет в Париж, где знакомится с Пабло Пикассо. Кстати, на выставке есть и его картина, посвященная Пикассо.
Дали примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном, но затем ссорится с сюрреалистами, презирающими его за излишнюю коммерциализацию. Дали исключают из группы. В ответ художник бросает им в лицо вошедшие в историю слова «Сюрреализм — это я».
Андре Бретон не остается в накладе и придумывает ему прозвище-анаграмму: «Avida Dollars» (что по-латыни не совсем точно, но узнаваемо звучит как «алчный к долларам»). Шутка Бретона мгновенно приобретает огромную популярность, но не вредит коммерческому успеху Дали, ставшего самым высокооплачиваемым при жизни художником: еще в 1937-м году на аукционе «Christies’s» в Лондоне картина «Сон» из собрания Эдварда Джеймса была продана за 360 тысяч фунтов (около 550 тысяч долларов).
Все свое состояние, оцененное более чем в 6 миллионов 500 тысяч фунтов, художник завещал Испании. Его три автобиографии — «Тайная жизнь», «Дневник гения», а также «Неисповедимые исповеди» – своего рода мистификация, противоречивое описание фантасмагории жизни того, кто унес с собой свои секреты в мир иной в 1989-м году, повлияв на многие области современной культуры.
Выставка в Тель-Авивском порту построена не по биографическому принципу, в соответствии с которым могли бы быть отражены разные периоды его творчества, включая жизнь в Соединенных Штатах, куда он уезжает вместе с Галой – его музой, соратницей и главным человеком в жизни, в 1942 году, парижский период или жизнь в его любимой Каталонии.
Хотя ряд фотографий, представленных на выставке, отражает именно это более поздний жизненный период. И здесь есть удивительная фотография: Дали красит волосы своей стареющей жены. Они разделены на пробор и на этом фоне уже старческая рука мастера с кисточкой, создавшая великие произведения искусства, теперь выполняет и такую будничную и важную для них работу. Что ж, в этом фото и присущий Дали эпатаж.
Выставка построена по тематическому принципу и начинается с серии батиков – огромных ярких, тонко выписанных картин на ткани на тему 12-ти Колен Израилевых, есть здесь и семи свечник – менора, сделанная Дали.
Далее посетители попадают в мир «Алисы в стране чудес — удивительных иллюстраций к книге Кэрролла и скульптур на эту тему.
В полумраке зала нас встречает и сам мастер — на фото и портретах, с закрученными вверх усами, к которым приклеивалась сигара, которую он никогда не курил, а также необычные инсталляции, керамика, изящные бронзовые скульптуры его героев, антигероев, картины из серии на тему Божественной Комедии Данте, с которым посетители вслед за Дали путешествуют по лабиринтам мыслей и воображения художника, ужасаясь чудовищным картинам Ада и не очень утешаясь и картинами его Рая…
Удивительны серии «Лошади Дали», «Дали и сюрреализм», эстампы, литографии мастера, его выраженное в картинах видение будущего мира, «Дали и новейшие технологи», «Дали и время».
И во всем этом – сочетание несовместимого, гротеск, боль и радость жизни.
Все это невозможно пересказать, это надо увидеть. Выставка Сальвадора Дали в Телль-Авивском порту продлится до 2 июля.
Татьяна Климович с использованием релиза Маши Хинич
Фото автора
Игра лучей солнца в стакане с чаем янтарного цвета и на лодке в плещущейся воде
Совместить несовместимое!
На выставке представлен ряд работ, в основном, небольшого формата, предназначенных для продажи (к примеру — 2 картины Дали на фото ниже
Дали и Гала
А вот так представленная на выставке инсталляция под определенным углом зрения превращается в женский портрет (на фото ниже)
Портреты, выполненные в керамике
На выставке представлена ранняя живопись Дали в этих двух небольшого формата картинах, соединенных тыльной стороной, так что получилась, как и желал того автор, двусторонняя картина
Впечатляет тематический раздел выставки «Лошади Дали», несущие разную смысловую нагрузку, зачастую ассоциированные с мифологическими героями
А эту лошадь потрепала жизнь…
Серия работ Дали на тему Божественной комедии Данте никого не оставляет равнодушным
Хороши скульптуры в динамике, движении
Работа «На дельфине»
Скульптура из тематической серии «Дали и время»
Текучие циферблаты, стрелка времени на которых отсчитывает мгновения, оставшиеся человеку на земле, перед переходом в другую реальность
Человек — дерево, человек-время — врастает корнями, жизнь рубит ветки, но размахивая обрубком, он идет вперед, ведь есть и новые побеги на его старом теле
Ангел и время
Серия работ Дали — батиков большого формата на тему 12 колен Израилевых притягивает внимание. А ведь многие из исследователей творчества и биографии Дали обвиняют его в антисемитизме
Удивительные скульптуры: нога, в которой сила сопротивления, борьбы, я бы сказала, нога-«кулак»
Фоторепортаж Т. Климович