Лариса Барская. Судьба и творчество
13.08.2016
Двоих прекрасных детей, а также свои наполненные светом картины оставила после трагического ухода из жизни художница Лариса Барская. Часть из ее работ будет представлена на выставке памяти художницы в Хайфе.
Лариса Барская родилась 28 февраля 1967 в столице Дагестана Махачкале. Окончила Дагестанское художественное училище им. Джамала в 1987 году. Работала художником на телевидении, в театре, в книжном издательстве, в ТЮЗе в Махачкале. С 1993 года – в Израиле, в Хайфе. С 1996 года – член Союза художников Израиля.
О художнице неоднократно писали израильские газеты.
Лариса Барская участвовала в выставках, в том числе, в Бейт Ха-Гефен в Хайфе, в Тель-Авиве- Яффо в выставке художников Кавказа, в Нетании.
Ее картины несут глубокий философский смысл и содержат элементы фольклора. Прекрасное образование и природная одаренность способствовали развитию ее дарования и безукоризненного эстетического вкуса.
Мы сидим с мамой художницы Генриеттой на просторной веранде их квартиры в Хайфе, вокруг расставлены картины – акварели в мягких , пастельных тонах на библейские темы из ветхого завета, здесь есть и нежные цветы, и пейзажи Хайфы, Иерусалима, и полотна, написанные маслом, графика, линогравюра.
Генриетта рассказывает о дочери и о семье, где свято берегут семейные реликвии – дневники, тетради со стихами, альбомы со старыми фотографиями.
Сестра мамы Генриетты – скульптор и художница Сильвия Гирц – Гершенович. Прабабушка Ларисы Дося (Феодосия) Гриц автор множества стихов. Согласно семейному преданию помогала революционерам. Но ужас кровавых и голодных дней той эпохи отразился в ее стихах, и в этом их ценность.
«Муза моя, где же ты, я больше не слышу напевов твоих
Скрась мою жизнь вдохновением
Чарами снов золотых
Нет больше песен, да теперь не до песен
Стоны, страданья все слышат кругом
Стонут голодные, в зимнюю стужу
В вечной погоне за хлеба куском»
«Думы мрачные, думы черные
Лишь наступит ночь, вы слетаетесь
И как стая черных воронов
Сердце гложете и терзаете» — Феодосия Гриц — Прабабушка Ларисы Барской
На каждое поколение их семьи пришелся трагический излом истории.
Отец Генриетты – дедушка художницы Владимир Давыдович на второй день войны в 1941-м году ушел на фронт и не вернулся.
До войны после окончания кубанского мединститута работал по распределению в селении Уркарах. В 1937-м году переехал в Махачкалу и работал на кафедре акушерства и гинекологии в мединституте. Он не был хирургом, лишь гинекологом, но вместе с 5-ю коллегами ушел на фронт. Все они погибли. Владимир Давыдович мог бы остаться, только перенес желтуху, но сказал, что не желает, чтобы его считали трусом. А сосед инженер лег в постель, притворился больным, и его не призвали.
Мама Генриетты — бабушка Ларисы — Лидия Александровна Барская прождала отца всю жизнь. Потом было найдено место, где он похоронен в братской могиле. Лидия Барская – также автор множества стихотворений, обладательница прекрасного голоса, у нее было колоратурное сопрано, и она поступила в Батуми в консерваторию, но была отчислена из-за не пролетарского происхождения.
Генриетта Барская – мать покойной художницы всю жизнь проработала в детской инфекционной больнице врачом в Дагестане. Она гордится дочерью, и слезы блестят в ее глазах, когда пожилая женшина с твердым характером и мягким сердцем рассказывает о своей Ларочке, которой не так-то просто было пробивать себе путь в Израиле, но ростки ее способностей пробились сквозь неподатливую израильскую почву и распустились прекрасными цветами – плодами ее творчества.
Она впустила в душу многоголосье и яркие пейзажи Востока, преломляя увиденное через свое авторское восприятие, приглушая краски и трансформируя действительность в фантастические образы своих картин.
Талантливая художница слишком рано покинула мир, который она любила. Умерла 18 февраля 2016 после 2-х летней болезни, не дожив до своего дня рождения 10 дней.
Работы Ларисы Барской можно будет увидеть на выставке памяти художницы в Хайфе на улице Тверия 15. Куратор и организатор выставки художник Виктор Липкин. Торжественное открытие в 19 часов 21 августа.
Татьяна Климович
Фото автора