Опера «Тоска» с Хайфским симфоническим оркестром на сцене Аудиториума
07.07.2017Встречи с оперным искусством на хайфской сцене продолжаются. Вслед за премьерами прошлых оперных сезонов: оперой «Летучая мышь», «Травиата» и «Кармен» в этом году в 9 и 10 июля в Хайфе в зале Аудиториума зрители увидят современную постановку оперы «Тоска» с участием Хайфского симфонического оркестра. Хайфский симфонический оркестр на протяжении ряда лет готовит разнообразные программы – концерты и оперные представления для детей и взрослых в рамках проекта приобщения зрительской аудитории к классическому искусству.
Опера «Тоска» Джакомо Пуччини в Хайфе – это работа известного оперного режиссера Шири Ли Вайс, которая поставила для хайфского симфонического оркестра также «Волшебную флейту» Вольфганга Амадея Моцарта, «Волнения на Таити» Леонарда Бернстайна и «Телефон» Джана Карло Менотти. Дирижером оперы является Шу Цонг.
События, заложенные в либретто оперы, происходят в 1800 году в Риме.
В центре интриги – любовные отношения, связывающие известную певицу Флорию Тоску с молодым художником Марио Каварадосси, которого преследует, вынашивая планы убийства соперника, Скарпиа, шеф полиции Рима.
Действие оперы разворачивается на фоне известных исторических событий –похода Наполеона в Италию и установления в Риме республики, которая управлялась семью консулами. Один из этих консулов, Либеро Анджелуччи, мог быть прототипом еще одного действующего лица оперы – республиканца Чезаре Анджелотти. Защищавшие республику французы в 1799 году оставили Рим, который был оккупирован войсками Неаполитанского королевства.
Анджелотти, бежавший из заключения, находит убежище в римской церкви, а затем в доме у художника Марио, куда приходит и его возлюбленная Тоска. Их задерживает по подозрению в помощи республиканцу шеф полиции Скарпиа. Невероятное стечение обстоятельств, вероломство шефа полиции и доверчивость Тоски – все это приводит к трагической развязке.
Герои пьесы не знают, каков исход битвы при Маренго, решающей судьбу Рима и происходящей в дни и часы, когда и с ними случаются судьбоносные перипетии. Они думают, что в противостоянии французской и австрийской армий, французы и республика проиграли. И это дает возможность злому року в лице коварного Скарпиа восторжествовать, хотя и ему не миновать трагической участи. Конец, достойный пьес Шекспира.
По словам режиссера Шири Ли Вайс, «Тоска» – одна из сильнейших по накалу чувств и переживаний опера. Любовь, страсть, предательство, верность и самопожертвование героев оперы находят выражение в единении прекрасной музыки Джакомо Пуччини и текста либретто Луиджи Иллики и Джузеппе Джакозы. И трудно определить, что здесь первично, а что вторично: политические события или чувства, личная жизнь героев.
Как говорит режиссер, для нее было важно исследовать поступки и чувства героев, живущих в жестоком, не знающем жалости мире, когда, выбирая идеологию, ты подвергаешь свою жизнь опасности. И попытаться воссоздать на сцене этот мир, где правит бал политическая конъюктура, и ощущается религиозный диктат. И с этой точки зрения, опера актуальна и сегодня.
Татьяна Климович
На фото: режиссер Шири Ли Вайс (фотограф Йоси Звекер) и Хайфский симфонический оркестр (фотограф Амит Гар Шелег)