На ниве киноискусства — о шедеврах и подделках в искусстве
12.03.2018Интересно увидеть. В основе фильма «Подлинный Вермеер» — история о художнике, который не смог добиться признания собственными работами, но талантливо подделывал мировые шедевры и по собственному признанию, «написал больше вермееровских картин, чем сам знаменитый Вермеер.
Любопытно, что после разоблачения подделки Хана ван Меегерена сначала резко упали в цене, а затем стали вновь высоко оцениваться критиками и специалистами, как полотна, выполненные в традициях классицизма. Больше того, со временем появились даже подделки подделок ван Меегерена, приобретенные коллекционерами.
«Подлинный Вермеер» в 2017 году был одним из фильмов-претендентов, отобранных голландским кинокомитетом, чтобы представлять страну в борьбе за «Оскар». В финальном голосовании эта картина уступила дорогу в Голливуд конкуренту
Подлинный Вермеер (2016) / A Real Vermeer
Режиссер: Рудольф ван ден Берг
В ролях: Ерун Спитценбергер, Лизе Ферин, Роланд Фернхут, Порги Франссен, Деви Рейджс
Историческая драма «Подлинный Вермеер» в большой мере опирается именно на этот непростой вопрос: главный герой ленты, голландский живописец Хан ван Меегерен, не смог добиться признания собственными работами, зато смог настолько талантливо подстроиться под стили фламандских классиков, что выстроил на этом карьеру и, по своему собственному признанию, «написал больше вермееровских картин, чем сам Вермеер». И долгое время художнику удавалось обманывать целый мир – признаться в подделке его заставила нелепая шутка судьбы, перед мошенником стоял выбор, отправиться на долгий срок в тюрьму за распродажу ценных картин нацистам или признать их подделками и отделаться скромным сроком за мошенничество. Ван Меегерен предпочел второе, но за это был жестоко унижен – ему пришлось выплатить гигантский штраф, возмещающий разницу между стоимостью полотен признанных мастеров и его собственными работами. Как видите, между понятием «шедевр» и «любительская мазня» здесь находятся только неверные экспертные оценки.
Фильм наводит размышления на вечный вопрос о том, что делает ту или иную работу того или иного мастера шедевром. Ведь однозначного определения у гениального полотна нет – оно не обязательно должно фотографически повторять реальность, ему не обязательно сохранять естественные цвета и пропорции, это может быть даже набор геометрических фигур, в которых каждый зритель может увидеть что-то свое. Тем не менее за какой-то абстрактный набор цветастых полос коллекционеры готовы отдать миллионы долларов, а иной портрет, бывает, не стоит и потраченных на него красок и холста. Сложная тема, обсуждать которую можно бесконечно, но так и не найти обезоруживающих собеседника аргументов…
Источник: film.ru
https://www.film.ru/articles/bolshe-chem-poddelka?utm_source=onesignal&utm_medium=push&utm_campaign=onesignal&utm_content=%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F+%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B7%D0%B8%D1%8F