Татьяна Климович: Победа профессора Шехтмана
29.12.2011За несколько дней до вручения Дану Шехтману Диплома Нобелевского лауреата по химии и золотой медали с портретом Альфреда Нобеля (которую он получил из рук короля Швеции Карла XVI Густава в концертном зале шведской столицы), в зале Черчилль Техниона состоялась еще одна торжественная церемония. В присутствии посла Швеции в Израиле Элинор Хамершлад и других высоких особ, мэр Хайфы Йона Яхав вручил Дану Шехтману диплом почетного гражданина города, в котором он живет и трудится без малого полвека.
В зале собрались друзья, члены семьи, коллеги Даниэля Шехтмана, студенты и преподаватели, профессора Техниона.
50 лет назад в этом зале студент Шехтман прослушал свою первую в жизни лекцию. Впоследствии он не раз сидел здесь за студенческой партой. Но чаще вел занятия, стоя за преподавательской кафедрой. 10 лет подряд выбирали студенты профессора Шехтмана лучшим преподавателем, 25 лет он вел курс технологического предпринимательства, инициатором которого был сам. По словам Дана Шехтмана, за это время курс закончило 10.000 студентов, и Израиль превратился из страны, где были единицы инициаторов создания предприятий высоких технологий в страну «старт-ап-нейшн», и он верит, что в этом превращении есть и его вклад.
Во время одного из своих интервью Дан Шехтман сказал, что ученый карабкается на вершину – к открытию долгие годы, затем — несколько минут славы, и потом опять все возвращается на круги своя. Поэтому он стремиться использовать это короткое время — пика признания, чтобы донести до мира свое послание, в частности, о важности для Израиля образования, без которого, по его словам, у нас не будет родины. Речь идет и школьном и дошкольном образовании. Что касается последнего, то на церемонии в зале Черчилль Дан Шехтман рассказал о новом проекте научного дошкольного образовании, который они инициировали вместе с мэром Хайфы. Дан Шехтман сообщил об этом со свойственным ему чувством юмора:
— Возможно, присвоение звания почетного гражданина города и не избавит меня от выплаты арноны, но задействование нового проекта будет стоить мэру Хайфы немалых денег!
Вообще надо сказать, что атмосфера в зале Черчилль соответствовала торжественности момента, и в то же время в ней было что-то и от атмосферы студенческих капустников, со свойственным им духом свободного самовыражения и юмора.
Показательно в этом смысле выступление коллеги Дани Шехтмана Ирада Явне, который разыграл в лицах поэтическую сценку «Дани — акшани», в шутливой форме изобразив «упрямца Дани», борющегося за признание своего открытия в научном мире.
Профессор же Чехановер высказался в том духе, что Шехтману нечего жаловаться на пройденный в одиночестве путь ученого, ведь пока никто не верил в его открытие, и «противники дремали на посту», он без помехи завершил свои исследования. Теперь он в качестве Нобелевского лауреата сможет выполнить почетную миссию посланца науки и образования во всех уголках мира.
Президент Техниона профессор Перец Лави отметил, что, не сомневается, что высокая комиссия по присуждению премии проголосовала не только за открытие, которое изменило представление мира о природе твердого вещества, но и присудила приз человеку, боровшемуся за свою правду более 10 лет и привлекшему на свою сторону множество ученых:
— Исследования Шехтмана начались с почти случайно сделанного им открытия, которое подвергло сомнению, казалось бы, незыблемые, общепринятые в то время научные истины. Когда Дани увидел в микроскоп поразившую его «очаровательную мозаику», его первой реакцией было: «этого не может быть!». Он повторял эти слова множество раз. 8 из 10 исследователей пожали бы плечами и сказали: «артифакт, грязь на линзе», и шли бы дальше. Тут нужен был ученый особого творческого склада, которому свойственно любопытство, настойчивость исследователя и интуиция, необходимые, чтобы установить причинно-следственные связи, скрывающиеся за увиденной картиной…
Церемония присвоения Даниэлю Шехтману звания почетного гражданина Хайфы превратилась в вечер его чествования. И особая символичность была в том, что это событие состоялось в родных стенах Техниона, где не раз профессор слышал критику в свой адрес со стороны оппонентов, отрицавших существование открытых им квазикристаллов и даже называвших Дана Шехтмана квазиученым. И вот теперь все приглашенные на церемонию одели по случаю галстуки с рисунком квазикристаллов.
Круг замкнулся, и точкой замыкания стала победа профессора Шехтмана. Наверное, поэтому, счастливая улыбка весь вечер не сходила с его лица.
Фото автора