15-летие фотоклуба "Цафон"
02.03.2012
15-летие фотоклуба «Цафон» было отмечено юбилейной выставкой работ в Кастра.
На ней было представлено более 60 работ более 30 авторов. Этих людей с разным стажем пребывания в Израиле, разных возрастов и профессий, объединяет увлечение фотографией. Они смотрят на мир через видоискатель фотоаппарата, постоянно учатся, экспериментируют, обмениваются опытом на регулярных встречах клуба и участвуют в выставках различного масштаба – от городских до международных.
У истоков создания хайфского клуба «Цафон» стояли старинные друзья-фотографы из Гомеля — Зиновий Шегельман – детский хирург по специальности, фотограф с мировым именем и Яков Хавин, который не так давно отметил знаменательную дату – 50 лет в фотографии. В течение многих лет он был председателем клуба «Цафон».
Когда-то Яков Хавин называл себя «ортодоксальным» приверженцем черно-белого фото и считал, что настоящая свобода творчества существует только в пленочной фотографии.
Даже начав пользоваться дигитальной камерой, он переводил цветной кадр в черно-белый, мотивируя это тем, что цвет отвлекает. Позднее Хавин оценил возможности фотошопа и даже перестал считать цветную дигитальную фотографию «детскими играми».
Действительно, обладая современной камерой, можно делать неплохие фотографии. Ведь фотография, как никакое другое искусство, зависит от технического инструмента. Это не живопись, создаваемая кисточкой и красками. Тем не менее, даже при наличии суперсовременного фотоаппарата, настоящая художественная фотография не может быть создана без знания законов фотографии, культуры видения и отбора. И это именно те знания, которые культивируются в клубе «Цафон» со дня его образования.
Разнообразны по тематике и жанрам фотографии, созданные членами клуба. Необычны постановочные работы Виталия Карташова, участвующего в работе клуба с первых дней его существования. Когда я попросила фотографа как-то назвать их, он затруднился это сделать, объяснив, что после создания фотография живет своей собственной жизнью. При этом каждый зритель видит в ней что-то свое, как например, в его работе, где женщина на развалинах старого дома в вечернем освещении играет с тенями рук, и при этом создается фантастическая картина, или в его портрете известной фотомодели Александры Карасиной из Санкт-Петербурга, названной членами клуба «Горгона». «Чтобы получилась удачная фотография, нужно почувствовать момент, когда на съемочной площадке возникает особая атмосфера и нажать на пуск», — говорит фотограф.
Умение поймать интересный кадр особенно важно в жанре street-life фото, за которым, как считают многие – будущее. Этот жанр требует острого глаза, определенных журналистских способностей и опыта. В нем, как и в других жанрах, фотография отражает не только эмоции героя фото, но и личность фотографа.
Мудры и по-философски спокойны фотографии Якова Хавина. Трогают сердце герои его фото старик и собака – друзья, вместе коротающие время на закате жизни. О ее быстром течении, унесшем молодость, рассказывают зрителям уставшие глаза женщины, стоящей рядом с неувядающей девушкой-манекеном. Эту уличную сценку подсмотрел не равнодушный фотограф Элиша Айзенберг.
Борису Беленькому, отметившему 30-летие своей творческой деятельности персональной выставкой, удалось поймать всплеск эмоций, момент радости от только что одержанной спортивной победы.
Как всегда, беспроигрышны фотографии, где запечатлены животные – в авторстве Александра Штейна, сумевшего заснять «сердитого филина», Бориса Аарона (фото резвых лошадок) и Алексанра Яшиша (приславшего свою работу из Африки, где он в настоящее время работает корреспондентом).
Это и кадры с детьми – фотография девочки, выглядывающей из ворот, Льва Тарнопольского (неутомимого организатора выставок в Бейт Оле) и довольно сильная работа Лили Гарасимюк — автора каталога выставки.
Среди портретных работ выделялись выхваченные из жизни образы пишущего старца и рабочего в исполнении Давида Комраса и Ильи Спектора (председателя фото клуба «Цафон»), который является и автором натюрмортов. Отметим, что этот жанр требует особого художественного чутья и неутомимого стремления экспериментировать, чтобы не повторяться в создании композиций. Этих качеств не занимать создателю натюрмортов Юрию Юшваеву.
Привлекли внимание зрителей и пейзажные фотографии. Правда, авторам некоторых из них еще предстоит совершенствоваться и поучиться у корифеев. Вне конкуренции и в этом жанре оказались пейзажи Зиновия Шегельмана (1944-1999), несколько работ которого представлены на выставке. В них ощущается нечто сказочно-таинственное, как и в работах Эдуарда Гера (Гершенгорена), напоминающих иллюстрации к фантастическим сказкам.
Юбилейная выставка достойно представила творчество художественных мастеров фотоклуба «Цафон».
Татьяна Климович
Выражаем соболезнование старейшине клуба Якову Хавину по поводу смерти его жены.