"Золотая Роза" в интерьере времени
12.08.2013Как много в имени твоем… Уже само название средневековой львовской синагоги таит в себе тайну переплетения правды и вымысла, красивой легенды и исторических фактов.
«Золотая Роза» была построена итальянским архитектором Паоло Доминици (Павлом Римлянином Счастливым) при участии Амброзия Прихильного. Строительство началось в 1582 году после того, как глава львовской городской общины Исаак Нахманович купил землю на территории львовского еврейского средневекового квартала. Вход в синагогу вел из дома Нахмановича, ведь она задумывалась, как семейная, а стала святыней всей общины. И сегодня, как и 5 столетий назад, в нее можно попасть из дома N 27 по улице Ивана Федорова (нынешнее название с 1949, ранее — Бляхарская (1944) — Клемперштрассе (1941) — Еврейская (XIX ст.) — Русская боковая (1863) — Доминиканская боковая (1805)).
Львов в XVI веке.
К тому времени, как началось ее строительство во Львове, вокруг города уже было сооружено второе, внешнее кольцо оборонительных стен, к восточной городской стене (буквально в двух шагах от места, где будут возведена синагога) пристроен склад оружия — городской арсенал), построен Латинский костел (Катедра).
До большого пожара 1527 года, во время которого сгорели деревянные постройки церкви, в этой местности был устроен первый во Львове «дом разврата» (1493 г.), и евреи стремились к тому, чтобы память о его существовании стерлась из общественного сознания.
Пожар 1527 года уничтожил почти все памятники готической архитектуры и стал разделительной границей между двумя эпохами в строительстве Львова — готического и ренессансного. По воспоминаниям очевидцев, сохранившихся в архивах ,город сгорел дотла со всеми своими строениями полностью и остался будто безлюдным, а несчастные граждане были доведены до большого отчаяния.
Потребовалось время, чтобы жители, вооружившись терпением и надеждой на
лучшие дни, стали отстраивать его заново, архитекторы — возводить дома и храмы.
В 1556 году сооружена Пороховая Башня, которая служила городу складом стратегических запасов, в 1572 — 1578 построена Башня Корнякта — колокольня Успенской церкви, выполняющая роль оборонной башни во время осады и дозорного пункта пожарной стражи — часть ансамбля на ул. Подвальная, 9. Как и прекрасный дворец на пл. Рынок,6 (1580 г.), башня построена на средства купца Константина Корнякта по проекту архитектора П. Барбона при участии Павла Римлянина.
Строительство «Золотой Розы».
Через 2 года уже ставший известным — завоевавший себе имя и громкую славу архитектор Павел Римлянин Счастливый приступает к постройке синагоги по заказу Исаака Нахмановича — выдающегося деятеля львовской общины во второй половине XVI в. — старшины львовского кагала и председателя Ваада четырех стран в Люблине.
Как пишет в своих исследовательских трудах известный историк мэир Балабан,
«в городских актах за 1565 г. Нахманович фигурирует под наименованием «doctor», как тогда назывались представители еврейства в русском воеводстве; он был асессором в еврейском суде города Львова, затем парнесом кагала, а в 1589 г. парнесом Ваада четырех стран в Люблине. Нахманович вел обширные коммерческие дела и пользовался большим уважением среди польской шляхты и горожан Львова. Ему было дано право не присягать в суде («more judaico»)»
Свое официальное название «Турей Захав» синагога получила по названию основного произведения Давида Бен Шмуэля Ха-Леви «Турей захав» («Золотые столбцы») , которое издавалось частями с 1646 по 1766 год и являлось комментарием к кодексу Шулхан Арух.
До сегодняшнего дня в среде религиозных евреев ее принято называть сокращенно — טַ»ז , Таз — по начальным буквам, и когда во Львов приезжают религиозные туристы, они спрашивают, где тут синагога «ТАЗ». Известный галахист Давид Бен Шмуэль Ха-Леви в 1654 г. стал раввином львовской общины и молился в этой синагоге. Давид Ха-Леви также был известен в народе, как ט»ז .
Со временем ее стали называть в народе «Золотая роза» — по имени прекрасной и благочестивой Розы, которая всегда была рада помочь нуждающимся и страждущим. Именно она помогла общине отстоять синагогу, когда на ее здание стал претендовать иезуитский орден. Была она невесткой Нахмановича, женой его старшего сына.
Судовые тяжбы с иезуитами.
В конце XVI иезуиты решили соорудить во Львове монастырь и для этого выбрали участок, на котором стояла синагога. В 1603 году король Сигизмунд III подарил им этот участок, а суд здание. Однако проход к зданию был через дом Мордехая Нахмановича(сына Исаака Нахмановича, умершего в 1595 году), который запретил иезуитам проходить через его владения. Судебный спор ордена иезуитов с львовскими евреями продолжился, в результате чего синагогу вернули семье Нахмановичей в 1609 году.
Вот как писал об этом известный львовский историк М. Балабан.
В 1603 году Сигизмунд III подарил львовским иезуитам дома и плацы под городской стеной под предлогом, что городской совет незаконно продал все эти участки евреям. Таким образом, восточная часть Еврейской улицы должна была перейти в руки иезуитов; евреям предстояло потерять почти всю их улицу. Долго тянулось дело о праве владения; в нем приняли деятельное участие величайшие люди Речи Посполитой — Замойский, Жолкевский, Боболя и Скарга. Оно обсуждалось на разных съездах, конфедерациях при короле, в Еврейской улице и в коронном трибунале.
Наконец евреи проиграли, и в феврале 1606 г. синагога перешла в руки иезуитов; дома же город должен был выкупить у евреев. На куполе синагоги водружен был крест, а обездоленные евреи удалились в свою старую школку. Однако, так как единственный доступ к синагоге вел через дом Марка Исааковича, а тот не разрешал прохода, то иезуиты принуждены были уступить евреям синагогу за довольно крупную сумму (20.600 пол. злот.). В субботу после Пурима была вновь открыта синагога, и р. Исаак Галеви написал в память этого события прекрасную «Песнь спасения» (Schir Geulah)…
Уже в 1589 г. во Львове была городская каменная синагога в конце ул. Боимов, но она была слишком мала, чтобы вместить такое большое количество евреев…
…Нахманович умер, не закончив пристройки галереи для женщин. Эту заботу взяли на себя его сыновья Нахман и Марк. Первый из них был преемником отца в общественной деятельности; он вел обширные коммерческие дела. Его жена Роза, так называемая «Золотая Роза», пользовалась популярностью в еврейском населении Львова.
…К 1594 году относится пристройка галереи для женщин, для чего пришлось проломить западную и южную стены; к этому же времени относится постройка лицевого дома на Еврейской улице. В эту синагогу кагал перенес свои драгоценности и суды, и она с тех пор становится «большой городской синагогой». С тех пор старая синагога называлась школкой.
М. Balaban, Zydzi lwonscy na przełomie 16 h 17 w. Skizzen u. Studien zur Gesch.d. Jud. in Polen, 191
Легенда о прекрасной Розе.
Еще в детстве, в отчем доме домашние
называли Розу Злота Ружечка — за доброе сердце и красоту.
Легенда о прекрасной Розе гласит о том, что львовский епископ потребовал, чтобы собранный от еврейской общины выкуп ему лично принесла Роза. Когда он увидел ее красоту, то захотел, чтобы она принадлежала ему. Роза согласилась, но не смогла потом жить в бесчестии, покончив собой и приобретя бессмертие в людской памяти.
Надгробный камень на ее могиле существовал еще в конце девятнадцатого века, и на нем — надпись:»Она была настоящим светильником Божьим, королевой всех дочерей Сиона, которая по красоте и уму не имела равной себе. Короли и князья склоняли перед ней свои колени». К могиле «золотой Розы» приходили несчастные жены и матери, искали утешения в молитвах, писали записочки с просьбами и оставляли их под плитой. Впоследствии «золотую Розу» называли мученицей за веру.
Польский король указал перстом на место, где должен будет построен монастырь иезуитов
Строительство его начал в 1610 г. монах-иезуит С. Лянхиус. Достраивал храм в стиле итальянского барокко в 1618-21 гг. итальянский архитектор Дж. Бриано. В 1830 г. по распоряжению властей была разобрана огромная, но сильно обветшавшая и грозившая обрушиться башня-колокольня, высотой 100 м. К северной стене костела примыкает Коллегия иезуитов, возведенная одновременно с костелом. Ее архитектором также был Павел Римлянин. Монументальное здание костела хорошо знакомо львовянам и гостям города.
Это Костел св. Петра и Павла ордена иезуитов на улице Театральной, 5.
А вот от «Золотой Розы», построенной итальянскими архитектором Павлом Римлянином Счастливым и Амброзием Прихильным, остались только развалины и одна из стен. В 1941 году синагога была взорвана фашистами.
Доктор Иерусалимского Университета выходец из Львова Сергей Кравцов методом компьютерного моделирования воссоздал внешний и внутренний вид синагоги
Татьяна Климович
Фото автора