Фестиваль «КинОле»-4 Хайфе: фильмы и впечатления
29.01.201428 января в Хайфе в зале СИНЕМАТЕК открылся фестиваль «КинОле». В его программе — 25 фильмов на русском языке, снятых режиссерами — выходцами из бывшего СССР об Израиле.
Разные жанры – от «политических заметок» до мини- мюзикла и захватывающего видео путешествия, разные темы и герои показанных на открытии фестиваля «КинОле»-4 четырех авторских лент, дали зрителю представление о его разнообразной программе, богатстве палитры представленных на фестивале лент.
Фестивальный показ открылся демонстрацией документального фильма журналиста и политолога Цви Зильбера «Израиль на иранском перекрестке» (режиссер А. Каплан).
— Если вы думаете, что сегодня не существует «полочных» фильмов, то вы ошибаетесь, только что вы его видели, — сказал режиссер и продюсер ленты, когда в зале зажегся свет.
Рассказывает Цви Зильбер:
— Фильм делался на полном энтузиазме, потому что авторы чувствовали необходимость выполнить свою задачу. Этот фильм так нигде и не вышел. Его можно посмотреть только на таких вот творческих показах, потому что права на него принадлежат телеканалу НТВ. Буквально за несколько часов до завершения фильма: мы уже сидели в монтажной и просматривали последнюю копию, чтобы отправить в Москву, и в этот момент нам сообщили, что на НТВ выходит какой-то другой фильм, который они сделали своими силами. Это был фильм, сделанный в стиле советского телевидения, советской агитки, где рассказывалось, что всему виной американцы, американский империализм, который хочет наложить лапу на нефть, на Иран. Тогда уже было понятно, что то, что мы задумали, до российского зрителя не дойдет, но я думаю, что сегодня – спустя 1.5 – 2 года интересно вернуться в ту ситуацию, вспомнить, потому что мало что изменилось.
Действительно, фильм, остается актуальным и сегодня. Он несет важный авторский посыл, обращенный к российскому зрителю, да и к русскоязычному зрителю в других странах о серьезности проблемы «атомного» Ирана не только для Израиля, подкрепленный мнениями ведущих политологов, занимающихся иранской проблемой. На экране появляется министр иностранных Гай Бехор – востоковед, ректор Герцлийского межотраслевого академического центра, Менаше Амир – иранист, директор вещания на фарси радиостанции «Голос Израиля», Эли Авидар – председатель форума «За умный Ближний Восток», Владимир Месамед – профессор Еврейского Университета (Иерусалим), военный и политический обозреватель Алекс Векслер…
Первые кадры фильма «Происшествия на съемочной площадке» Александра Черного переносят зрителя в совершенно иной мир музыки, песен и танца. Талантливое исполнение, прекрасная игра и юных артистов, воплотивших на экране образы героев известной сказки «Буратино», но разыгравших свои небольшие истории, производит впечатление на зрителя, которому хочется продолжения сказки – возможно, в полнометражном формате.
«Происшествия на съемочной площадке» – это «римейк» ленты, ставшей дипломной работой режиссера (в 1977 году заканчивавшего ВГИК), история которой началась с заказа организации Красного Креста снять фильм о детском травматизме – накануне летних каникул. Но вместо скучного научно-популярного фильма поучился живой и веселый мюзикл, который поначалу не хотели принимать к защите.
А через 2 года, когда режиссер защитился и уже работал над другими проектами, его фильм, который назывался «Наступило лето» получает «Золотой кораблик» — главный приз международного фестиваля фильмов для детей с участием 400 стран мира, организованного — под эгидой ЮНЕСКО, как одна из инициатив Организации объединенных наций, объявившей 1979 год годом ребенка.
Обо всем этом рассказал режиссер на сцене Синематек, упомянув о том, что его израильский фильм снят под фонограмму киноленты «Началось лето», присланную из ВГИКа.
Для авторов фильма «Барселона» Алика и Юлии Баскиных профессиональная деятельность, как это ни парадоксально звучит, превратилась в хобби. Как рассказали зрителям, Алик и Юлия, оба они работают на телевидении и любят путешествовать. Поначалу это было проверкой – могут ли они вдвоем сделать то, что обычно делает съемочная группа из 10 человек. Но с некоторых пор, отправляясь в очередной отпуск и вояж, они говорят, что едут не путешествовать, а снимать. Штудируют перед поездкой литературу, намечают маршрут с интересными объектами. Обычно Алик работает оператором, а Юлия рассказывает, хотя иногда они меняются местами, чтобы Баскин также попал в кадр.
Интересный видеоряд, сменяющиеся в горячих ритмах испанской музыки кадры, видеоэффекты, динамизм, снятые в необычном ракурсе исторические и культурные объекты, компетентность и кажущаяся простота в подаче материала рассказчиком, который становится для нас интересным собеседником, попутчиком – превращает «Барселону» в фильм-«достопримечательность» среди лент подобного рода.
Кстати, Юлия и Алик создали интернет — сообщество Travel Video Club (его страничку можно найти в facebook), которое объединяет любителей съемки и путешествий и к которому можно присоединиться, чтобы показывать свои фильмы и участвовать в обсуждении.
«Барселона» завершала показ на фестивальном открытии.
Предшествовал ему в каком-то роде уникальный — короткометражный игровой фильм, заметки о котором хотелось оставить «на закуску». Это фильм Максима Ронкина «Шлимазл». Это очень израильский фильм, и не потому что он сделан на израильском материале, и нам о многом говорит каждая деталь «интерьера» — начиная от «сочных» названий колбас в магазине до пыльных улочек жаркого Востока. Это фильм о нас, израильской ментальности – презрительном отношении ловкого хозяина к недотепе и неудачнику – Шлимазлу, наивность и доброта которого нарушает порядок в работе посланника небес – «каблана» смерти. Фильм очень современный, в том числе и по «выпуклости» визуальных деталей, несущих смысловую нагрузку, и в то же время соблюдающий классические законы жанра, законченность сюжетной линии. В нем есть все: и черный юмор, интересные режиссерские находки (чего стоит одна машина – сливной бачок по отправке на тот свет), и жизненная философия, и эмоции, переживания, и прекрасная игра актеров, в том числе главного героя – Шлимазла, в роли которого Михаил Теплицкий.
Фестиваль «КинОле» — фильмов, созданных на русском языке русскоязычными израильтянами об Израиле, проходящий при поддержке министерства абсорбции и городского Управления абсорбции, открывшийся с приветственных слов заместителя мэра Юлии Штрайм, в самом разгаре. Будем надеяться, что нас ждут интересные новинки.
Татьяна Климович
Фото автора
Фоторепортаж автора