Александр Васильев: "Париж остается Меккой, но законы моды диктует Восток"
24.01.2018На сцене Хайфы историк моды, автор 39 книг, лектор и ведущий популярной телепередачи «Модный Приговор», меценат и страстный коллекционер Александр Васильев знает о прошлом и будущем моды все.
Интервью Елены Шафран с маэстро в преддверии гастролей с лекцией – моно-спектаклем «Тайны модных домов».
— Где сегодня создается мода? Кто диктует законы? Париж? Лондон? Нью-Йорк? Токио? Москва?
— Париж, безусловно, остается Меккой, и мода создается там. Но диктует законы моды сегодня Восток. Восток проникает на подиумы и в глянец, он вдохновляет руководителей французских домов моды, мы видим моделей восточного типа, мы наблюдаем среди основных тенденций over-size, который прячет женскую фигуру, а не подчеркивает ее формы и изгибы.
— А Диор подчеркивал фигуру. Такие личности как Кристиан Диор и следующие за ним дизайнеры не просто создавали коллекции одежды, они влияли на развитие культуры. Сегодня возможен такой творческий взрыв?
— Такой творческий взрыв в моде уже невозможен. Мода стремится к утилитарности и удобству, которых требует новый ритм жизни, в этих условиях не смог бы творить ни Диор, ни Шанель, ни Ив Сен-Лоран… В Париже уличная толпа давно безлика. Знаменитый парижский шик и элегантность остались в ХХ веке, когда творил Диор. Сегодня соответствовать тому времени не имеет никакого смысла.
— Да, мы живем в другой реальности. Зайдите в «Галереи Лафайет» в Париже — марки, бренды, запредельные цены…Очередь в бутик «Шанель»! Все это кажется западней. Не стали ли мы заложниками этих красивых сногсшибательных вещей?
— А кто – мы? Вы стали заложником брендов? Я – нет. Считаю, что за брендоманией люди скрывают отсутствие вкуса и чувства стиля. Им кажется, что Версаче или Шанель априори не могут сделать плохо, не элегантно и безвкусно.
— Когда вы приезжаете в Париж, куда вы идете в первую очередь? Где вы любите бывать? Ваши впечатления, ощущения?
— В первую очередь я иду в офис моего фонда, где теперь находится моя огромная библиотека по истории моды и моя коллекция старинных вещей и костюмов 18–21 веков. Она признана одной из наиболее значительных в мире. И фонд обеспечивает ее поддержание, сохранение, восстановление, исследование и экспонирование.
— С чего началась коллекция? Какая самая ценная вещь? Какая вещь самая любима, памятная, знаковая?
— Началась она с помоек Пречистенки и Остоженки, куда в 1960-е годы выбрасывали вещи из старинных особняков, предназначенных к сносу. Мальчишкой я регулярно прохаживался по всем помойкам, и собирал кружева, старинные фотографии, бисерные сумочки, лорнетки… Однажды нашел даже икону Николая Чудотворца, замотанную в грязную тряпку.
А самым ценным экспонатом коллекции являюсь я сам, ведь не будь меня – не было бы этого уникального собрания.
— Какой след оставит Россия в истории моды прошлого, в истории моды настоящего?
— Какой след оставит современная Россия в истории моды мы сможем узнать наверняка только через некоторое время. Но, уверен, что наша страна запомнится именно русским стилем, который делится на два направления – это «Анна Каренина» и «Доктор Живаго».
Анна Каренина – это соболь, жемчуг, бриллианты, кружево, роскошь царского двора, а Доктор Живаго – это большие папахи, каракульча, стиль «милитари»…
— Сегодня, в лучшем случае, наша мода это подражание, в худшем — пародия. Чем вызвано такое отставание? Что нас ждет в будущем?
— Наше будущее — бесконечное повторение пройденного. На фигуру человека с двумя руками, двумя ногами и одной головой за последние тысячелетия созданы все возможные конфигурации одежды. И пока у нас не появится вторая голова или не вырастет третья рука, революционных творений ждать не приходится.
— То что происходит в жизни, в политике отражается и в моде. Я имею ввиду исламизацию общества. Что вы скажете о чеченских модельерах и показах в Москве?
— Исламизацию моды я предсказал давно. Когда я первый стал пророчить моду на бороду, многие говорили: «Васильев сошел с ума». И что мы сегодня наблюдаем? Повальную моду на бороду. Следующий мой прогноз – мода на платки. Уже начинает сбываться. Что касается чеченских модельеров и показов, ничего сказать по этому поводу не могу, поскольку не видел ни одного показа.
— Никогда таким массовым спросом у производителей не пользовались дамы бальзаковского и преклонного возраста. Вот и в вашей программе «Модный приговор» они стали героинями…
— Да, ведь юные девушки неплатежеспособны, в отличие от их мам и даже бабушек, а главная цель модной индустрии, как и всякого бизнеса – заработок.
— Моя мама, когда узнала, что у меня есть шанс с вами встретиться, заявила: «Скажи Александру, что твоя мама мечтает тебя переодеть». Этот конфликт поколений, он неизбежен в вопросах стиля и манеры одеваться?
— Конфликт поколений неизбежен во всех сферах – в воспитании, образовании, и, конечно же, манера одеваться не исключение. Пресловутое «в наше время так не одевались» не умрет никогда.
— А как вы выбираете костюм? Глазами, на ощупь, по настроению?
— Костюм выбираю исключительно в соответствие случаю. В повседневной жизни, конечно, не ношу то, в чем меня видят телезрители «Модного приговора».
— Что вы ни за что не наденете?
— Никогда не надену рваные джинсы.
— Как жить в мире вещей? В мире красивых вещей?
— Я живу в этом мире с большим удовольствием, и не представляю, как можно жить в мире некрасивых вещей.
******
Александр Васильев. «Тайны модных домов»
Ашдод, 25 января 2018 года, четверг, 20:00, Аудиториум «Рами Наим»
Тель Авив, 26 января 2018 года, пятница, 18:30, зал «Бейт а-Хаяль»
Реховот, 27 января 2018, суббота, 19:00, зал «Викс» (Институт Вайцмана),
Нетания, 28 января, воскресенье, 20:00, «Аудиториум Арика Айнштейна»
Хайфа, 29 января 2018, понедельник, 20:00, зал «Раппопорт»
Официальный сайт Александра Васильева http://vassiliev.com.ru/
Заказ билетов: на сайте организаторов гастролей — компании Rest International
Фото – © Сева Галкин – представлено организаторами гастролей