Татьяна Климович: другой взгляд. В хайфском Бейт-Оле прошла выставка работ пензенского фотоклуба «Академия».
24.06.2011За появлением художественных фотографий мастеров из Пензы на экспозиционных стендах в хайфском Бейт-Оле стоит история дружбы и сотрудничества двух профессиональных фотографов — Эдуарда Тевосова, который является сегодня председателем правления фотоклуба «Академия» и членом Союза журналистов России и хайфчанина Льва Тарнопольского, организовавшего выставку.
Их первая встреча состоялась на всесоюзной фотовыставке в Москве в 1986 году. Лев Тарнопольский в то время руководил созданным им в 1975 году в Гомеле фотоклубом «Полесье», а Эдуард Тевосов – фотоклубом «Хазар» в городе Баку. После развала Союза и печально известных событий в Азербайджане, Эдуард Тевосов, армянин по национальности, перебрался в Пензу. Будучи уже в то время известным фотографом в России, он создал в Пензе «Академию фотоискусства», воспитанники которой стали первыми членами фотоклуба «Академия».
У каждого из друзей свой взгляд на творчество. Лев Тарнопольский называет себя фотографом-охотником. Часами он может бродить по городу, на природе, выискивая неожиданный ракурс, явление. Научив своих питомцев основным законам фотографии, он предоставляет им полную свободу творчества.
У Эдуарда Тевосова другой подход к обучению фотографии. Интересный факт: на открытии фотовыставки в Бейт-Оле присутствовал хайфский фотограф-профессионал Юрий Юшваев – член фотоклуба «Цафон», начинавший занятия фотографией еще в клубе «Хазар» в Баку. Он рассказал, что его, журналиста, тогда впервые пришедшего в клуб, поразило, как там проходило занятие. Посреди зала стояла гибсовая скульптура, и Эдуард Тевосов объяснял, как «поставить» свет, как сделать натюрморт. Юрию тогда показались очень нудными эти академические уроки. Сегодня Юрий Юшваев – ведущий фотограф в Хайфе в технике создания натюрморта.
Прививаемые Эдуардом Тевосовым своим ученикам вкус и высокая культура, чувствовались и в работах фотографов из Пензы, представленных на выставке. Обратили на себя внимание художественные фотографии Светланы Киселевой – победительницы многих престижных конкурсов, автора разноплановых работ на разнообразную тематику -фотографий «Смирение», «Горлинка», в которых она создает образы современниц, пейзажей и натюрмортов («Созревающие плоды»), отражающих красоту жизни. Фотограф не боится показать и темные стороны жизни («Изгои»), зачастую наполненной бесконечными трудностями («Борьба за жизнь» — фото, снятое в российской глубинке).
Нашли ключик к сердцу хайфского зрителя и другие фотографы из Пензы — Алина Казина («За и против»), Михаил Кислицын («Без названия»), Динара Салманова («Витражи души») – список можно было бы продолжить.
На выставке на персональном стенде представлены 23 работы Эдуарда Тевосова, многие из которых сделаны в черно-белом цвете. Среди них выделяется серия работ об Армении, в том числе, «Мать Армении» и «Две точки зрения» — интересная по композиции картина, выхваченный из жизни кадр, с обращающими на себя внимание деталями (запечатленные на фото руки старой женщины), более поздние – цветные фотографии – наполненные философским смыслом «Бабье лето», «Алтарь любви» и другие.
Первая иногородняя клубная любительская выставка, организованная Львом Тарнопольским в Бейт Оле, удалась. Она вызвала неоднозначную реакцию зрителей, части из которых не хватало ярких красок и цвета, довлеющих в израильской фотографии. Другие считали, что будущее фотографии – исключительно за так называемыми «стрит-фото» (street-photo). Но выставка не оставила никого равнодушным. По окончании экспозиции работы пензенских фотографов отправятся из Хайфы в Санкт-Петербург и другие города России.
Фото Ильи Гершберга