
Анна Исакова и ее Израиль. Часть 2
29.08.2015Прозаик и журналист Анна Исакова создала приложение к газете «Время», а затем с группой единомышленников и самую авторитетную русскоязычную израильскую газету «Вести», известнейшее приложение к ней «Окна», работала советником премьер-министра Эхуда Барака.
В своей недавно увидевшей свет книге «Мой Израиль», представляющей собой собрание эссе, опубликованных ею в журнале «Лехаим» в разные годы, Анна Исакова знакомит нас с людьми, строившими Израиль.
В эссе «Мужчина в доме», героиней которого является Голда Меир, автор пишет не о государственном деятеле, каким и являлась премьер-министр Израиля, а об «идэне», что на идише означает просто еврейка. Биографы и почитатели называют Голду Меир настоящей еврейской женщиной. То есть «идене». Но, как замечает Анна, для ее отца – тончайшего знатока идиша, «идене» звучало пренебрежительно. А для Голды Меир – нет:
— Она даже решилась оставить себе сугубо идишское имя, и большая часть того, что считается афоризмами Голды Меир, представляет собой перевод на иврит идишских поговорок и идиом. Например, «не будь так скромен, ты еще недостаточно велик», — рассказывает Анна Исакова.
Голда Меир уважительно относилась к культуре галута, не стеснялась и не отрицала ее, как это было, в общем-то, принято в израильском обществе.
Сама Анна Исакова опубликовала в журнале «Алпаим» статью, в которой утверждала, что идея создавать нового еврея, история которого обрывается где-то на разрушении храма и завоевателях-римлянах, никуда не годится, а нужно культивировать старого еврея с галутной культурой и культурным наследием еврейских местечек. Статья стала чем-то на подобие разорвавшейся бомбы. Ее читали и обсуждали, она была переведена на английский язык, и, в конце концов, высоко поставленные приятели Анны пригласили ее на «Костер у Амита» — одну из самых известных (но не для репатриантов) ежегодных закулисных встреч «тех, кто в Израиле что-то значит». Это своего рода элитный клуб, к которому «русские» не имели прямого отношения.
В эссе «Потухший костер» Анна Исакова пишет: «Встречи происходили в каждый День Независимости Израиля во дворе дома генерала и министра Меира Амита, кстати сказать, двоюродного брата российского поэта Бориса Слуцкого. Меир Амит, ныне покойный, был одной из центральных фигур среди отцов-основателей Израиля. Правда, в начале политической деятельности, задолго до создания государства, «отцу-основателю» было не больше шестнадцати лет…»
Но вернемся к истории самой Анны. В 1989 году — после полугодового пребывания в Лондоне в период своей успешной врачебной карьеры, где она совершенствовалось по одной из медицинских специальностей (кстати, отметим, что Анна Исакова – первая в Израиле женщина – эндоскопист) и одновременно работала как фрилансер на русской службе ВВС, она возвращается в Израиль, не представляя себе жизни вне страны.
Впрочем, как сегодня и ее дети – дочь – известный график, которая сейчас путешествует со своей выставкой по всему миру, и сын – известный адвокат.
Анна оставляет медицину и переходит в журналистику. С зарплаты в 35 тысяч на 3.5. Ею движет желание каким-то образом влиять на происходящие в стране процессы, связанные с приездом большой алии.
Исакова входит в группу, создавшую газету «Время». В это время она печатается в литературном журнале «22», но формат ежемесячного издания не позволяет эффективно реагировать на события, в отличие от еженедельного приложения, о чем свидетельствует и мировой опыт самых почетных субботних приложений, например, “TheTimes”.
Газета «Время» на русском языке была основана в 1991 году в рамках газетного концерна «Маарив». Ее владельцем был мультимедийный магнат Роберт Максвелл, Роберт Макс, как называет его Анна, в последствии трагическим и таинственным образом погибший на яхте. Возглавил газету Эдуард Кузнецов, с которым Анна была знакома еще по деятельности в Союзе. Кузнецов приглашает ее в команду.
Полгода они вникали в тонкости издательского дела, изучали компьютер. Анна работала фактически под руководством редактора пятничного приложения «Маарива» Адама Баруха и ему сдавала пятничные выпуски приложения «Калейдоскоп». В журналистских кругах ходила байка о том, как Адам Барух во время развернувшейся между «Мааривом» и «Йедиот Ахронот» борьбы за предпочтения и сердца читателей, поучал Анну Исакову: «Что это за мужик на обложке? Бродский? Ставь манекенщицу в бикини!» (об этом пишет в статье в «Лехаим» в ноябре 2012 Шауль Резник)
У сотрудников газеты была бурная жизнь. Они участвовали в совместных совещаниях в министерстве просвещения и здравоохранения.
Газета пользовалась авторитетом и могла влиять на решение проблем, например, соглашаясь не печатать какие-то вещи – взамен на обещание исправить ситуацию.
После смерти Макса, вдадельцем «Маарива» стал Нимроди, поменявший финансовую политику и ущемлявший «Время». Сотрудники газеты устроили бунт и запросились в «Йедиот Ахронот». Так в 1992 году в рамках этого газетного концерна появилась газета «Вести». Анна Исакова создала литературно-публицистическое приложение «Окна», молодежное приложение, придумала «Нон-стоп» и приложение «3.5».
В газете публиковались статьи на актуальные темы, которые освещаются в ивритской прессе только сегодня – например, о пустотах в грунте рядом с гостиницами на мертвом море, о которых журналистам сообщили русскоязычные инженеры.
Журналисты контактировали с газетой «Йедиот Ахронот». Анна публиковала там статьи на тему алии и абсорбции. Она стала автором проекта «Интеграция», выступая протии создания так называемого русского гетто, ратуя за равные права всех граждан в обществе.
Обратилась с проектом создания Комиссии по интеграции в Кнессете — к парламентариям, ее поддержал Эхуд Барак. Анна Исакова стала советником премьер-министра на русской улице, где с начала ее деятельности поддержка Барака у русскоязычных граждан возросла с 21 % до 51%.
Ей прочили должность министра абсорбции, но Анна Исакова считает, что многие функции этого министерства надо сократить, передав решение вопросов трудоустройства, жилья и прочих – в профильные министерства, оставив в его компетенции вопросы культуры — по примеру, Министерства культурного наследия в Канаде, например. И это часть ее проекта, суть которого интеграция и мультикультурность.
Сегодня Анна Исакова продолжает свою литературную деятельность и издает книги. И вот сейчас читатель может ознакомиться с ее новой книгой «Мой Израиль», совсем недавно появившейся на полках книжный магазинов.
Книга увлекает читателя в путешествие в закулисье израильской жизни, знакомит нам с людьми, строившими Израиль, раскрывает взгляд на страну репатрианта и в то же время человека, причастного к важнейшим вещам, происходящим в стране.
Татьяна Климович
Фото — Анны Исаковой
Только что опубликовал в своём сайте «Сергей Розен Проза Ру» аннотацию к книге «Мой Израиль» и перечень лиц, на которых было обращено внимание в этой книге под названием «Кто же в поле зрения Анны Исаковой». С волнением намерен интересоваться к концу каждого дня числом читателей.
Сергей Розен, доктор биологических наук, профессор ad hoc (по случаю.
Центр «Бактаксон» по непрерывной заочной переподготовке бактериологов СССР по таксономии, номенклатуре и идентификации бактерий (1988-2016-)
членкор Международной академии информатизации (1995), президент её Эйлатского отделения (1996-2016-) членкор Российской академии естествознания: заслуженный деятель науки и образования (2014),по национальной программе Золотой фонд отечественной науки -золотая медаль «За новаторскую работу в области высшего образования»(2014).