
Образы из прошлого, настоящего… будущего? Выставка ассамбляжей Виктора Липкина.
13.02.2016Персональная выставка работ обладателя престижной премии Германа Штрука Виктора Липкина положила начало действию новой художественной галереи в городском театре Хайфы.
Виктор Липкин представил на выставке 11 своих новых и более ранних ассамбляжей.
Одним из родоначальников жанра – работ в технике визуального искусства, родственной коллажу, но использующей готовые предметы, скомпонованные в картину или объемную композицию, считается Пабло Пикассо, собиравший свои ассамбляжи из разных подручных материалов, которые затем отливал в бронзе.
Ассамбляж был распространен в 60-70-е годы в Британии и Соединенных Штатах. В широкий обиход термин вошел после выставки «Искусство ассамбляжа», проходившей в Нью-Йоркском Музее современного искусства в 1961 году. Еще одной вехой в развитии искусства ассамбляжа было проведение в 1981 году новаторской выставки «Предметы и скульптура», состоявшейся в Институте современного искусства в Лондоне и галерее «Арнольфини» в Бристоле…
Художник и скульптор Виктор Липкин стал заниматься искусством ассамбляжа уже по приезде в Израиль.
Многие его работы можно разгадывать и читать, как интересную книгу, в них есть аллегорический смысл, и в то же время они близки и понятны зрителю, потому что включают знакомые вещи, предметы обихода, антиквариат, старую домашнюю утварь. В ассамбляжах они обретают новую жизнь, органично вписываются в композицию, зачастую несут некую философскую нагрузку, как, например, почтовый ящик на телеге вечно странствующего еврея, ставший символом дома на колесах.
Так исторически сложилось, что в ассамбляже очень часто заложен протест, есть вызов, это не описательное, приятное глазу произведение. В ассамбляжах Виктора Липкина — размышления о прошлом, настоящем и будущем. В работе «Иерусалимская мадонна» камень, запущенный жестокой рукой, разбивает окно, возле которого сидит женщина и стоит мальчик в кипе. За окном раскинулся на холмах вечный город, не знающий покоя. Она была создана Виктором Липкиным более 15 лет назад во время второй интифады. С тех пор мало что изменилось в нашей ближневосточной действительности, и по-прежнему летят камни и пускаются в ход ножи, обрывающие жизнь. «Неужели это то, что ждет нас и в будущем?», — вопрошает автор, поставивший в названии своей выставки знак вопроса.
Эту тему продолжает новая работа Липкина «Братья на вечность». Ее центральные фигуры — два мальчика и их отцы: еврей и араб, ведущие вечный спор, в то время, как их сыновья пока все еще мирно сидят в одной коляске (она и натолкнула автора на этот сюжет). Их образы — на фоне зеркала, в котором отражается и зритель. Он может стать третейским судьей, принять чью-то сторону или попытаться помирить вечных спорщиков — братьев на вечность…
Среди создаваемых Виктором Липкиным художественных образов — герои еврейской истории, Танаха в работах на библейскую тему: «Адам и Ева», «Рут», «Рахель», «Бе мидмар», центральный образ которой это Авраам, едущий на ослике по пустыне — работа, за которую Виктор получил премию Штрука.
Как рассказывает художник, когда он был студентом Московского художественно-графического института, студенты изучали историю искусств и помимо этого проходили такой предмет, который назывался история религии:
— Мы учили все, что угодно, кроме иудаизма, которого, казалось, не существовало в принципе. Я рос в обычной московской семье – обрусевшей, без особых еврейских связей и традиций. Когда началась перестройка, и все стали искать себя, свои корни, я оказался в московских сионистских кругах, стал членом московского центрального сионистского комитета «Мцырик». Что касается творчества, то первые три года по приезде в Израиль я не делал ничего: не рисовал, не лепил, не пилил. Я понимал, что не хочу писать пейзажи, цветочки, портреты, работать в классической манере. На каком-то этапе стал заниматься Кабаллой, изучать историю и философию иудаизма, так я нашел для себя новое направление и стиль, свою нишу.
Сегодня Виктор Липкин совмещает творчество с работой по организации городских мероприятий для молодежи, жителей Адара в хайфском муниципалитете.
Художник известен не только, как автор ассамбляжей, но и графически работ на еврейскую тематику, регулярно участвует в международных бьеннале по графике и является обладателем многих наград за серии графических миниатюр.
По словам куратора выставки Оры Хаим, организаторам проекта галереи, в числе которых и дирекция Хайфского театра, хотелось, чтобы первая выставка стала особым событием в культурной жизни города.
Татьяна Климович
Фото автора
Статья напечатана в литературно — художественном приложении «Окна» — к газете «Вести»
Репортаж автора