Судьба свитков Торы. Вопросы в связи с решением Киевского суда
28.10.2013Украинский суд поддержал еврейскую общину в споре с архивистами – сообщает пресс-центр WFR (World Forum of Russian Jewry). В связи с сообщением WFR возникает вопрос общего плана – о судьбе не кошерных свитков Торы. Ведь если свиток Торы или тфиллин непоправимо потеряли “кошерность”, они подлежат захоронению на еврейском кладбище (после консультации с раввином). Поэтому, если они потеряли кошерность, то не лучше ли оставить их в архивах, реставрировать и передать в музей? Как сообщает WFR, в 2011 году еврейские общины получили более 300 свитков Торы в безнадежно испорченном состоянии. Они уже не были пригодны для чтения в синагогах, и общины были вынуждены предать их погребению согласно иудейской традиции
Киевский апелляционный хозяйственный суд решением от 23 октября 2013 года подтвердил законность использования и владения Еврейской религиозной общиной г.Киева 18-ти свитков Торы, ранее экспроприированных советской властью в лице НКВД.
Иск был подан Прокуратурой г.Киева в интересах Государственной архивной службы Украины с целью «истребовать из чужого незаконного владения предметы национального архивного фонда». Судебные разбирательства длились несколько лет. Под сомнение ставилась законность владения Еврейской религиозной общиной г. Киева 18-ю свитками Торы, которые были переданы ей согласно распоряжению киевских городских властей, в соответствии с законами Украины, указами и распоряжениями президента страны, регулирующих вопросы возврата культового имущества религиозным общинам.
В 1920-х годах все предметы культа в УССР были признаны государственной собственностью и экспроприированы. Таким образом, все свитки Торы оказались в госархивах, где им не были обеспечены надлежащие условия хранения. Результатом такого обращения с реликвиями стало то, что в 2011 году еврейские общины получили более 300 свитков Торы в безнадежно испорченном состоянии. Они уже не были пригодны для чтения в синагогах, и общины были вынуждены предать их погребению согласно иудейской традиции.
Количество оставшихся в архивах Украины свитков Торы и их состояние неизвестно, верующие к ним доступа не имеют.
В связи с сообщением WFR возникает вопрос общего плана – о судьбе не кошерных свитков Торы. Ведь если свиток Торы или тфиллин непоправимо потеряли “кошерность”, они подлежат захоронению на еврейском кладбище (и в этом случае — после консультации с раввином). Поэтому, если они потеряли кошерность, то не лучше ли оставить их в архивах, реставрировать и передать в музей? Это первое. И второй вопрос, вытекающий из первого — можно ли выставлять старые свитки Торы, тфиллин в качестве экспонатов в музее, на фестивале еврейской книги, на выставках?
Вот ответ рава Элиягу Эссаса (источник – сайт every.com):
«У свитков Торы и тфиллин, если они “кошерны”, то есть — пригодны для использования по назначению (а это может установить только сведущий в этих вопросах человек или раввин) есть специально отведенные для них места.
Для свитка это — арон а-кодеш (особое вместилище типа шкафа) в синагоге, чтобы община регулярно читала по этому свитку тексты Торы.
Для тфиллин — особый мешочек, который обычно хранят на книжной полке или в шкафу и достают раз в день, чтобы надеть его на левую руку (у сердца) и на голову (так ежедневно поступают евреи-мужчины старше 13-ти лет).
Если свиток Торы или тфиллин непоправимо потеряли “кошерность”, они подлежат захоронению на еврейском кладбище (и в этом случае — после консультации с раввином). Иногда их можно оставить и на “привычном” месте, но тогда их надо пометить, как “некошерные”.
Других мест для хранения этих “священных предметов” быть не должно. Но это — в черно-белом мире.
В реальном же — существуют музеи, выставки и т.п. Иногда (но не всегда) они могут играть положительную роль в ознакомлении евреев со своими традициями. Говорю о тех евреях, которые пока не открыли для себя возможности настоящего изучения традиции.
Так что демонстрацию “священных предметов” в музеях и на выставках нельзя считать явлением однозначно отрицательным.
У этой проблемы, на мой взгляд, могут быть такие решения.
1. “Кошерному” свитку Торы не место ни в музее, ни где бы то ни было, кроме синагоги (частный дом или квартира, обитатели которых регулярно молятся, в этом смысле тоже — как синагога).
2. Если в музее или на выставке демонстрируется часть свитка Торы (следовательно, в синагоге его нельзя использовать), это не должно вызывать никаких возражений. Разумеется, при условии, что к экспонату даны корректные объяснения.
3. Духовный статус “кошерных” тфиллин ниже, чем у свитка Торы. Поэтому их демонстрация в музее и т.п. менее проблематична. Однако лучше все-таки заменить их на такие, которые перестали быть “кошерными”. Поскольку их внешний вид ничем не отличается, руководство музея или организаторы выставки могут пойти навстречу такому предложению.
И в этом случае тоже необходимо добиться, чтобы пояснительный текст был составлен грамотно. Так, чтобы у незнакомых со своей традицией евреев появилась возможность задуматься о колоссальном наследии еврейского народа.
Считаю, что серьезное возражение против экспонирования в музеях и других подобных местах “некошерных” тфиллин может возникать лишь в одном случае: когда они используются в недостойных целях (для глумления, например) и снабжены неверными подписями. Если же этого нет, в их демонстрации нет никакой проблемы».
Элиягу Эссас
Справка: Свиток Торы — рукописный пергаментный текст Пятикнижия Моисеева, используемый для еженедельного публичного чтения в синагоге, является главным сакральным предметом в иудаизме.
Написание Свитка Торы разрешается специально подготовленному
переписчику в соответствии с канонами еврейского религиозного права и занимает около года.