Хайфские друзья. Клара Волчо

Хайфские друзья. Клара Волчо

07.02.2014 1 Автор klim-reporter
Нравится
Pin Share

1 Klara Volcho s Yuley Shtraim123.jpgКлара Волчо — удивительный человек, источник вдохновения и энергии для многих людей, которым она помогла и помогает. Ее деятельность – это и статьи в прессе, выступления на радио РЭКА, активная волонтерская работа в русскоязычном клубе АХВА (руководитель Татьяна Серман) и русскоязычном клубе Общества слепых и слабовидящих (руководитель Инна Деревинская), у истоков которого она стояла. В этом году Клара Волчо отпраздновала очень важную для себя, и как оказалось, для других, дату — 20 лет в Израиле. На нее собрались те, с кем она начинала свою деятельность и с кем работает сегодня – общественные деятели, артисты, барды, политики.

Вообще – там, где появляется Клара, начинается бурное жизненное кипение,  и так было всегда – и на Диксоне, что на побережье Енисейского залива  на полуострове  Таймыр и в Норильске, и здесь в Израиле.

В 70-х годах Клара, имея за плечами среднее медицинское образование,  из Ленинграда поехала работать на Диксон. На Диксоне заполярная ночь длится с 15 ноября по 1 февраля, а полярный день с 5 мая по 10 августа. И как вспоминает Клара, начало полярного дня, начало навигации было большим праздником в поселке, мальчишки бежали к атомному ледоколу Ленин  (а на Диксоне ледоколы, что называется, бункеровались от самого дня их рождения), бросали шапки в небо. И было большим праздником появление первого судна.

Так вот Клара работала в больничном городке эпидемиологом и стала инициатором несколько нововведений на Диксоне. Одно из самых важных – по уборке мусора. Ведь жители Диксона выбрасывали его из домов прямо на улицу, и с наступлением весны и лета, когда он оттаивал, выходили на субботники, чтобы его собрать. По инициативе Волчо  были построены деревянные контейнеры и проложены рельсовые пути для их передвижения и освобождения. Кстати, тогда был, как рассказывает Клара, оштрафован  директор Диксонстроя, не желавший подчиняться новому приказу. 

Для работников вредных производств – асбестового, угольной электростанции Клара добилась дополнительного питания. Им полагался пакет молока в день. Ведь на острове Диксон (был Диксон-порт и Диксон остров), существовало молочное производство — молочная ферма, где находились 200 коров холмогорской породы.
Еще одно нововведение Волчо облегчало передвижение жителей по поселку во время полярной зимы, когда поселок был завален снегом. Помните, как  в песне у Фрадкина: «Поет морзянка за стеной веселым дискантом. Кругом снега, хоть сотни верст исколеси… Четвертый день пурга качается над Диксоном, но только ты об этом лучше песню расспроси!»
 
 Так вот, по обе стороны от узкой проложенной в снегу дороги возвышались, как говорит Клара, снежные стены до неба. Общественным транспортом в поселке был вездеход, на котором Клара ездить не любила, так что ей частенько приходилось бежать впереди вездехода, иначе не разминуться или буквально врезаться в снежную стену. И она поставила на горсовете вопрос. Так в снегу появились вырытые «15-суточниками» ступеньки.
 
Культурная жизнь в поселке не затихала круглый год и в основном была сосредоточена в огромной поселковой столовой, где Клара участвовала в организации огоньков, праздничных вечеров.
 
В Норильске, куда она переехала после после 2-х лет на Диксоне, познакомившись со своим вторым мужем, и где родилась ее вторая дочка, Клара  прожила 22 года. Там она продолжила культурную и общественную деятельность.
 
Работала в клинической лаборатории, замдиректора городской больницы, а потом и в комиссии по делам несовершеннолетних в Норильском горисполкоме. Для трудных подростков Клара организовывала кучу мероприятий, курсов, в том числе – секретарей-машинисток,  швей, 2-х годичные курсы – университет юридической грамоты «Щит и Меч».
 
Именно здесь, в Норильске, в процессе работы с трудными подростками зародился клуб «Родник». И через годы он забил уже здесь в Израиле. Клуб «Родник» был организован Волчо в 1996 году в Хайфе на улице А Халуц 53 – через 3 года после приезда в Израиль. В рамках его работы прошло множество встреч с известными творческими людьми, выставок художников, выступлений известных артистов. Потом «Родник» был преобразован в общество «Макор Мейда» – «Источник знаний», при котором действовал Университет, школа по изучению иудаизма и прохождению гиюра.
 
Работая в «Макор Мейда», Клара Волчо вместе с социальным работником Мирой Росс создала инициативную группу по организации русскоязычного клуба слабовидящих и была в нем первым волонтером. Клуб начинался с 7 человек в цеху по плетению корзинок на Герцлии, 11. Сегодня, спустя 17 лет, клуб, руководимый Инной Деревинской и действующий под крышей Хайфского общества слепых на Ха-Гефен, 32 насчитывает до полусотни и более слепых и слабовидящих. И Клара по-прежнему работает в нем волонтером, совмещая эту работу с добровольческой деятельностью в русскоязычном клубе Ахва – людей с ограниченными возможностями, где и состоялся ее юбилейный вечер. Она награждена памятной медалью от Сохнута, газеты «Новости Недели» радио РЭКА за активную общественную деятельность за 10 лет в Израиле. Участвовала в написании книги «75 писем о любви к Норильску», блокадница – написала поэму ветеранам, посвященную ее родителям, «Спасибо вам, за ваши ордена».
 
Сегодня хочется пожелать Кларе Волчо и ее израильской семье – двум дочкам, двум внучкам, двум правнучкам и трем зятьям, которых она очень любит и которые ее обожают, здоровья и счастья. Клара, твоей неиссякаемой бодрости и твердости характера с сибирской закалкой, и в то же время женственности – можно поучиться!
 
Татьяна Климович
 
Фоторепортаж автора — по фотографиям из домашнего архива Клары Волчо

Klarochka s sobakoy123.jpg

 Клара Волчо со своим королевским пуделем Капой дома в Норильске. Как вспоминает Клара, Капа была удивительной собакой, умной, воспитанной. Взять хотя бы то, как по приходе с улицы домой, она бежала в ванну, где стояло ведро с водой и мыла там лапы перед тем, как зайти в комнату. Капа  путешествовала с Кларой в самолете, на пароходе, поезде, побывала в Ленинграде, где очень любила играть со снегом, ловить на лету снежинки. А Капу любили все дети. В норильском музее «Дом техники» хранится фильм, снятый на озере Лама в то время, как Клара была там с детьми, с подростками и Капой на турбазе в удивительном месте с чудесной природой, где грибов и ягод — малины, брусники и прочей ягоды — вдоволь. В тихую погоду гладь озера, как зеркало. Когда киношная группа снимала рыбака, то ребят просили камешки бросать, чтобы круги шли по воде, вроде как рыба клюет, а под водой уже была припасена огромная рыбина, которую предстояло поймать рыбаку. Для детей на озере — раздолье, да и Капе было хорошо, носилась от костра к костру, лакомилась вместе с туристами припасенными Кларой на 5 дней (вместо запланированных 3-х) продуктами. А дома Капа особенно уважала конфеты. Ловила их из рук Клары, разворачивала на лету обертку и съедала. 

Klara v Hore.jpg

В первые дни по приезде в Израиль, Клара отправилась в иерусалимский дом культуры Бейт Эрдштейн, при котором существовал небольшой ансамбль, и сразу стала там солисткой.

1 Klara Volcho s Yuley Shtraim123.jpg

Клара Волчо и Юлия Штрайм во время  предвыборной кампании (выборов в Кнессет)

С Илей Вольфман — певицей и музыкантом

u shturvala2.jpg

Клара «по жизни» рулевой

0 s cvetami.jpg

Фоторепортаж автора

 

Нравится
Pin Share