Хайфчане в пазле героической истории
12.07.2014Музей «Реут» в крепости «Мецудат Коах» открылся в память 28 бойцов Пальмаха, погибших при ее освобождении в апреле – мае 1948 года (כ»ח = 28).
Каждый год в этом месте, которое называлось в те времена Наби Юша, собираются тысячи посетителей – возле памятной стены с именами погибших, чтобы почтить их память, склонив голову возле братской могилы и взглянуть на открывающийся перед глазами прекрасный вид на «Эмек Ха-Хула» и пройти по тропинке Пальмаха, повторяя маршрут бойцов, шедших атаковать крепость.
Погибшим здесь героям от силы исполнилось от 17 -26 лет.
Как оказалось, по меньшей мере, четверо из них были хайфчанами – учащимися школы «Реали» на Адаре.
Об этом рассказал во время экскурсии в музей хайфчанин Йоси Бромбергер, который учился с ними в школе.
Они были на несколько лет старше Йоси, которому в 1948 исполнилось 14. В 18 лет Амнон Акерман, Боаз Амикам, Элиэйзер Шват и Юваль Тульчинский призвались в Пальмах. Они проходили курс подготовки скаутов – «Цофим» в кибуце Дафна.
В группе подготовки Дафна («Хахшарат Дафна») участвовало 100 юношей и девушек из разных городов Израиля, в том числе, Тель-Авива, Иерусалима, Хайфы. Полмесяца они работали в кибуце, а полмесяца тренировались и участвовали в операциях.
Как рассказывает Йоси Бромбергер, в школе «Реали» не сразу узнали о гибели друзей. Телевизора не было, телефон находился только в находившейся по соседству аптеке.
— Это произошло, говорит Бромбергер, под вечер Седера Песах во время второй атаки на хорошо укрепленный форт Наби Юша, оставленный и переданный арабам англичанами в апреле 1948 года.
Первая атака состоялась 15 апреля. Перед бойцами близлежащих населенных пунктов, бойцами Голани и Пальмаха была поставлена задача овладеть фортом во что бы то ни стало — ввиду важного стратегического положения форта, который служил прекрасным наблюдательным пунктом над прилегающими окрестностями на многие километры. Нападавшие приблизились к форту на автобусах, но были вынуждены отступить под сильнейшим огнем противника, обнаружившего их по свету фар, которые вынужден был зажечь водитель. Во время крутого поворота, двери автобуса открылись, бойцы оказались под огнем. Четверо погибло.
Во второй атаке участвовал 3-й батальон Пальмаха, во время которого погибли и пальмахники-хайфчане.
Наступающая группа, которая должна была взорвать одну из стен форта, обнаружила второе проволочное заграждение, которое из-за нехватки времени (близился рассвет) было решено не перерезывать, а взорвать. Вторая наступающая группа, услышав взрыв, решила, что путь открыт и пошла в атаку. Противник в хорошо укрепленном форте ответил огнем и гранатами, которые сбрасывал на нападавших из специального устройства (его можно увидеть и сейчас), не подвергая себя опасности. Командир наступавшей группы Давид (Дудо) Черкасский сумел добраться до стены крепости, был ранен осколками гранаты, но дал команду зажечь фитиль взрывчатки, которую нес на себе, но его бойцы не выполнили команду – не смогли взорвать командира. Под шквальным огнем противника бойцы вынуждены отступить. Они выносили на себе раненых и гибли от пуль, не разлучаясь с друзьями на поле боя и после смерти. Их некому было вынести. 22 пальмахника погибло. Третья атака состоялась спустя почти месяц. Погибших невозможно было опознать – лишь по номерам бирок на их форме. Останки были захоронены в братской могиле.
О Дудо была сложена песня Хаимом Тефером, ставшая гимном пальмахников.
Во время демонстрации короткометражного фильма, посвященного бойцам, ее пели сидящие в зале музея их друзья, представители поколения, воевавшего в Освободительной войне 1948 года и более младших… В их глазах читалась гордость, а иногда мелькала тень беспокойства – за правнуков, что в городах на линии огня сегодня, за внуков, за детей, что нас сегодня защищают.
В музее, директором и куратором которого является Керен Кегат, представлены документальные фотографии того времени, рисунки, личные вещи бойцов, скульптуры, инсталляции. Задействованы современные медиа средства, призванные приблизить события прошлого к нашим дням, оживить сухие схемы, которые превращаются в трехмерные изображения местности с движущимися фигурами бойцов. Так воссоздается картина боя.
Музей «Реут» был создан после многолетних усилий при содействии многих организаций по инициативе Иегуды Декеля (ныне покойного) — участника группы скаутов «Хахшарат Дафна», лично знавшего и дружившего со многими из тех, кто погиб во второй атаке на крепость, среди которых были и хайфчане, учившиеся в школе «Реалии».
Татьяна Климович
Фото автора