Фестивальная палитра 2015. Прекрасные будни праздника кино (статья, фоторепортаж с комментариями)

Фестивальная палитра 2015. Прекрасные будни праздника кино (статья, фоторепортаж с комментариями)

03.10.2015 0 Автор klim-reporter
Нравится
Pin Share

044 IMG_7076.jpgУже стало традицией, что в праздничные дни Суккот Хайфа становится кинематографической столицей, центром притяжения для любителей киноискусства, актеров, режиссеров и продюсеров. Гости съезжаются в Хайфу из разных стран мира.
www.klim-reporter.comНа аллее звезд возле Хайфского Аудиториума рядом со звездами именитых участников кинофестивалей прошлых лет – Айелет Зорер, Аси Даяна, Ави Нешера, мировой  знаменитости – Эллиотта Гулда и других, была вмурована новая звезда – знаковой фигуры мирового документального кино Клода Ланцмана, которому в ноябре этого года исполняется 90. На торжественной церемонии открытия  автору нашумевшего 9-часового фильма «Шоа», который демонстрировался на фестивале, министром культуры и спорта Мири Регев и мэром Хайфы Йоной Яхавом был вручен приз за жизненные достижения.
002 IMG_7178.jpg
В программе 31-го Хайфского Международного фестиваля около 180 зарубежных и израильских фильмов. Открыла фестиваль лента Стивена Фрирза «Идол»(«The Program») – яркая, динамичная, полная драматизма, сделанная на документальной основе – истории жизни, преодоления смертельной болезни и построения спортивной карьеры Лэнса Армстронга (в прекрасном исполнении Бена Фостера), ее небывалых взлетах и падениях.
Помимо фильма Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», удостоенного приза «Серебряный лев» Венецианского фестиваля прошлого года (можно посмотреть 5.10 в 16.00 в зале Аудиториума), в программе российского кино новая лента Александра Сокурова «Франкофония» на тему войны и искусства, участвовавшая в Венецианском фестивале в этом году – о музее «Лувр» в дни Второй мировой войны, а также музее «Эрмитаж», выстоявшего в бомбежках в блокадном Ленинграде.
Упомянем также фильм о самом режиссере «Голос Сокурова» Лины Килпелайнен (4.10 в 10.00 в музее «Тикотин») — в категории фильмов «Классическая Хайфа» — наряду с фильмами Феллини, Лучино Висконти и других классиков кинематографа. Кстати, в этой же категории — лента Элема Климова «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен» (4.10 в 14.00 в зале Кригер).
 
В рамках фестиваля проводится 2 новых конкурса. Один из них – под названием «Кармель» с участием 17 лучших фильмов мирового кинематографа. Фильмы погружают зрителя в атмосферу той действительности, окрашенной красками местного колорита, в которой живут герои фильмов.
Среди этих фильмов мне хотелось бы выделить ленту «Атлантический» (режиссер — Ян — Вильям Ван Авияк, Нидерланды, Бельгия, Германия, Марокко -2014). В центре повествования — молодой рыбак Феттах, роль которого исполняет Феттах Ламара, живущий на небольшом бедном селении в Марокко на берегу Атлантического океана, куда каждый год приезжают туристы из Европы — скользить на серфинге в волнах Атлантики в чарующем уголке природы. Мощь океана и его бесконечные просторы завораживают.
Кажется такой маленькой и  беспомощной фигурка серфенгиста Феттаха — на самом деле мощного и ладно скроенного, бесстрашно сражающегося с капризными силами природы — океаном. 
Возможно, любовь к светловолосой европейке, о которой он мечтает после ее отъезда, зовет парня отправиться в полное опасностей путешествие — в открытом океане вдоль берега — к Европе, не смотря на предупреждение о непогоде. Сердце сжимается от страха перед силами природы — грозными небесами, извергающими молнии в океан, не пощадившими и Феттаха…
Название второго конкурса говорит само за себя: «От еврейской традиции к израильской культуре».
В рамках фестиваля – и другие конкурсы, в том числе – на приз зрительских симпатий среди фильмов в категории «С Запада на Восток» с участием лент восточно-европейских стран: России, Польши, Казахстана и других. В этой категории соревнуется с другими лентами и фильм Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона…»
Еще  конкурсная категория – это анимационные фильмы для детей и всей семьи. Как и на прошлых фестивалях, его организаторы уделили внимание и классическим лентам, вошедшим в историю мирового кинематографа.
Кроме того, в фестивальной программе – музыкальные шоу, мастер — классы, показ фильмов для широкой аудитории под открытым небом.
Особый зрительский интерес вызывали фильмы, на показах которых присутствовали их создатели, после демонстрации лент принимавшие участие в их обсуждении. Это и запоминающиеся израильские ленты молодых режиссеров, и успевший покорить публику фильм Серджио Кастеллитто «Никто не может спасти себя сам», с участием итальянского режиссера и его жены – автора книги и сценария Маргарет Мазантини, поделившимися секретами работы творческого и семейного союза над фильмом о любви.

Это и фильм «Велосипедист» о жизни бедного человека, наполненной трагикомическими ситуациями, иранского режиссера Мохсена Махмалбафа, приехавшего в Хайфу на показ фильма (интервью с режиссером в ближайших публикациях). В фестивальной программе также — «Мастер-класс иранского режиссера Мохсена Махмалбафа», его фильм  «Мгновения невинности», «Садовник», «Президент» (4.10 в зале Аудиториума в 19.00), «Жилец».

Как отметила в нашем разговоре накануне фестиваля его организатор и постоянный артдиректор Пнина Блайер, в этом году в процессе подготовки фестиваля ей пришлось посмотреть не менее 600 лент.
www.klim-reporter.com
По словам Пнины Блайер, секрет успешности кинофестиваля, начавшегося с демонстрации всего 20 отечественных лент более 30 лет назад, в слаженной работе опытного коллектива помощников, участники которого, как и она сама, испытывают к кинематографу особые чувства любви и привязанности:
«Ну и еще: нужен такой город, как Хайфа: с особой топографией, географией и культурной атмосферой, чтобы можно было поднять такой фестиваль!»
Кстати, если мы говорим о Хайфе, то нужно отметить, что наш город у моря стал героем нескольких интересных художественных фильмов молодых израильских режиссеров.
На днях при полном аншлаге в зале Раппопорт состоялся показ фильма «Спускающийся вверх» Элада Кейдана.
027 IMG_7474.jpg022 IMG_7496.jpg
Это первая полнометражная лента израильского, хайфского режиссера, премьера которой состоялась в рамках официальной программы Каннского кинофестиваля 2015 года. Действие фильма не просто разворачивается на фоне тенистых лестниц и аллей, школьных дворов, шука пиш-пишим, фалафельных и кафе.
Город становится частью воспоминаний, переживаний, жизни героев. Одну из главных ролей в фильме исполняет Итай Тиран. На мой вопрос в коротком интервью после фильма, как ему удается совмещать такие разные вещи: быть режиссером-постановщиком спектакля «Женитьба Фигаро на оперном фестивале в Акко, сниматься в фильме о войне «Ливан» и вот теперь в таком – эпическом, тонком, сделанном с юмором психологическом фильме, Итай Тиран ответил, что это для него каждый раз новый прекрасный этап, преодоление, его актерская профессия.
42 IMG_7518.jpg
Всего на фестивале израильское художественное кино представляют 7 фильмов, которые  участвуют в традиционном конкурсе художественных лент молодых израильских режиссеров, для которых это первый фильм. 13 документальных израильских фильмов в программе конкурса документального кино.
Татьяна Климович
Фото автора
018 IMG_7573.jpg009 IMG_7555.jpg
Мохсен Махмалбаф среди зрителей. Во время презентации зрители делились с режиссером мнением о фильме, отмечая, что он наследует традиции итальянского реализма. По мнению режиссера, в его фильме больше символизма. Его герой — «велосипедист» — в вечном движении, ежеминутной борьбе за выживание.

011 IMG_7563.jpg013 IMG_7293.jpg

Путешествие по Лувру, уходящее в глубь веков впечатляет!  Интересно и увлекательно знакомство с его экспонатами, историей, воздвижением зданий и галерей, сокровищницей культурного фонда, создаваемого, накапливаемого Францией веками, сохраненное и в дни гитлеровской оккупации. Правительство Петена сотрудничало с немцами. И хотя из Лувра накануне войны французами было вывезено и спрятано около 6000 контейнеров произведений искусства, оставшаяся часть фонда музея не была разграблена — в соответствии со специальным указом нацистов. Эрмитаж уцелел в блокаде под обстрелами… Во все времена произведения искусства были добычей захватчиков в войне. Сегодня они попросту варварски уничтожаются.

020 IMG_7575.jpgЭлад Кейдан — новая звезда кинофестиваля, режиссер, выросший в Хайфе, впитавший атмосферу города, изучивший все его уголки — сверху — донизу — от Кармеля и до моря, отправляет своих героев по лестницам, пронизывающим Хайфу — в путешествие по их жизни, в путь к самим себе, своим близким и друзьям

025 IMG_7583.jpg026 IMG_7584.jpg
Фестиваль — это еще и встречи с друзьями и знакомыми, а также известными актерами, например, блистательной Женей Додиной

035 IMG_7591.jpg
Создатели фильма «Эксперимент»
036 IMG_7596.jpg038 IMG_7606.jpg

А это кадр из документального израильского фильма «Кафе Наглер». Его основала в 20-х годах в Берлине семья Наглер, переехавшая накануне войны в Хайфу. Их потомок — Наоми, Наомочка, как  называет ее внучка — режиссер фильма Мор Каплински, стала известной журналисткой. Она вспоминает историю своей семьи и легендарного кафе. По следам этой истории Мор Каплински отправляется в путешествие в Германию. Но как оказывается, дом, где было кафе, как и дом, где жила семья, были взорваны во время войны. Не осталось и людей, которые помнили бы о нем, потому что это — район эмигрантов, которые не не были знакомы с прошлым своего нового города и района, их воспоминания  — остались в прошлой стране. Вот и приходится режиссеру — чтобы не разочаровывать свою легендарную родственницу, знакомится с людьми, родственники которых или они сами жили в то время в Берлине и помещать их воспоминания в интерьер кафе «Наглер». Интересная идея, как и реакция Наоми, сидевшей на премьере в зале (в ряду за мной): Какая неожиданность, это прекрасный фильм, сюрприз для меня!

040 IMG_7613.jpg042 IMG_7617.jpg043 IMG_7623.jpg046 IMG_7624.jpg

Фильм «Инерция» израильского режиссера Идана Хагуэля. Его героиня Мира Сигаль (в ее роли очень модна сегодня актриса Илани Бен Яаков) просыпается однажды в своей квартире в Хайфе на Неве Шеанане, от собственного крика: ей привиделось во сне, что что-то случилось с ее мужем. И действительно,  он пропадает, и ей даже кажется, что, возможно, она его убила. Неожиданно для Миры и зрителей, он появляется в финале, живой и ничего не помнящий, и она его принимает. Интересен диалог Миры с окружающим миром, матерью, очень точно и с юмором сыгранной Гальей Ишай. Фильм, который можно назвать черной комедией — о нашей действительности, жизни, населенной узнаваемые колоритными персонажами, о нас, над которыми нам самим не грех и немного с горечью посмеяться, как делают это герои и автор фильма.

047 IMG_7625.jpg048 IMG_7640.jpg063 IMG_7646.jpg
Актеры, исполняющие главные роли, и съемочная группа фильма «Инерция»
049 IMG_7650.jpg051 IMG_7651.jpg
Здесь начинается галерея фотографий еще одного очень сильно фильма о жизни израильской молодежи «Бараш» молодого режиссера Михаль Виник. Это ее первый полнометражный фильм, премьера которого состоялась недавно в Испании.
Фильм дает возможность зрителю очутится среди молодежи, в гуще вечеринок, где сняты все запреты, а радость жизни и юношеской любви острее чувствуется с наркотиками и алкоголем, школьных и семейных будней, радости и разочарований…
Не все так просто в почти в каждом доме, и запретами тут ничего не решишь.
052 IMG_7664.jpg056 IMG_7673.jpg060 IMG_7674.jpg

Одну из главных ролей в фильме — Даны Гершко, которая соблазняет свою школьную подругу Нааму Бараш (Симон Ноам Шимон), влюбляя в себя — играет Джейд Сакори.
Она непрофессиональная актриса, хотя всю жизнь и мечтала о сцене и кино. В двухлетнем возрасте мама Оксана привезла дочь из Одессы.
После премьеры на фестиваля девушка дала короткое интервью (читайте и смотрите вскоре на сайте)

59 IMG_7677.jpg064 IMG_7680.jpg

Прекрасный актерский ансамбль, в котором блистают молодые актрисы Симон Ноам Шимон (Наама Бараш), Джейд Сакори (Хершко) и Двир Бендек — в роли отца Наамы

069 IMG_7686.jpg

Симон Ноам Шимон (в роли Наамы Бараш) воплощает на экране образ девушки с сильным характером, воюющей за свое жизненное пространство, строптивой и независимой, для которой, как и для многих других, опасные игры с наркотиками и алкоголем во время вечеринок — способ самоутвердиться, желание окунуться в чувства и свободу вместе с подругами — до конца. Но ее глаза, выражение лица, вопреки всему — выдают нежное сердце, доброту и неискушенность чувств

 

Нравится
Pin Share