Опасное искусство. Выставка в Хайфском художественном музее
20.11.2017«Опасное искусство» — так называется выставка, открывшаяся на днях в Хайфском музее искусств.
Она посвящена теме художественного артивизма.
В серии экспозиций участвуют ведущие израильские и мировые художники, среди которых: Ай Вэйвэй, Трейси Моффат, Вик Мунис, Мария Мария Аха-Кучер, Гилберт и Джордж, Даниэль Арзола, Гил Йефман, Хен Шиш, Эльдад Рафаэли, Бен Хагари, Орен Зив, Одед Балилти, Нирит Такеле, Керен Анави, Дэдэ и Нитцан Минтц (Dede and Nitzan Mintz), AME72 и другие.
Сегодняшний мир искусства, в Израиле и во всем мире, проявляет повышенный интерес к взаимосвязи между искусством и социальной активностью. Эта новая форма выражения, известная как артивизм, стремится в равной мере сочетать искусство и активность. Критицизм современного искусства подчеркивает силу искусства как арену политического протеста. Художественный активизм, новый феномен, ставший основным продуктом нашего времени, отличается от того типа критического искусства, которое преобладало в модернистском дискурсе в XX веке.
Куратор выставки Светлана Рейнгольд рассказала журналистам о концепции выставки, состоящей из пяти зон, пяти экспозиций, в основе которых – художественный артивизм.
«Смысл современного искусства – разорвать рамки традиционного искусства и совершить революцию. И это в общем-то не новое явление, это уже было», — объяснила свою мысль куратор:
С конца 19-го века и по сей день художники выбирали разные пути, свою концепцию для создания нового.
Возьмем, например, Малевича, который проповедовал – никакой фигуративности, только черный квадрат.
Вся деятельность его, соединение с большевистской революцией, по крайней мере, вначале, было частью его программы.
Суть концепции артивизма такова: в наше время не надо полагаться на массы, а быть активистом, у каждого художника есть право и возможность изменить что-то в этом мире.
Поэтому нужно оторваться от мольберта, выйти из студии, к людям, в общество, которое руководствуется неолиберализмом, не предполагающим равенство между людьми.
Наоборот, он предполагает, что богатые обогащаются еще больше, а бедные беднеют еще больше.
Но при этом есть большие группы, для которых якобы делается что-то в плане демократических устремлений: например, предоставления прав женщинам, людям нетрадиционной ориентации, беженцам, права выступать и бастовать, жить в государстве с армией, полицией, демократическими институтами и чувствовать себя в безопасности…
То есть существует масса зон, где политика неолиберализма демонстрирует, на сколько все прекрасно.
На выставке выбрано 5 зон действия, где считается, что сделано все или почти все.
На самом деле эти 5 экспозиций показывают проблемы в этих зонах нашей жизнедеятельности, где существует социальное неравенство, люди живут за чертой бедности, и существуют ограничения. А все лозунги о благополучии – это фиговые листы, прикрывающие истинное положение вещей».
За каждым визуальным рядом художников на выставке скрывается и активное, протестное действие.
За этими работами, каждым проектом – долгий путь, который прошел художник.
На самом деле основной посыл выставки — протест против бинарности восприятия мира в черно-белых тонах, поделенного на друзей и заклятых врагов, категоричности трактовки людей, явлений и событий.
Ну и еще множество аспектов.
Принято считать, что развитое демократическое общество — царство свобод, и тем не менее в нас, возможно, живет внутренний цензор, предупреждающий, что за критику можно жестоко поплатиться, что надо знать, кому не стоит перебегать дорогу, потому что этого делать не стоит, что цензура существует и что революционный дух иссяк.
В противовес этой точке зрения, многие художники поднимают социальные вопросы и рассматривают современное искусство как арену политического протеста, используя художественный активизм как стратегию.
На выставке «Опасное искусство», куратором которой является Светлана Рейнгольд, представлены экспозиции, в центре внимания которых такие социальные вопросы, как право протеста, права женщин, права LGBTQIA- сообщества, проблема беженцев.
Светлана Рейнгольд, как куратор, никогда не делает безвкусный салат из разных работ.
За ее проектами выставок — всегда: интересная идея, концепция, чувство времени, новых веяний в искусстве. И это не значит бежать вдогонку за модными тенденциями, но идти в ногу со временем, спорить, соглашаться или нет. Главное, высказывать свою позицию. Когда это делает человек образованный, знаток в своем деле, это интересно.
Начало экспозиции – персональная выставка художницы из Перу Марии-Марии Аха-Кучер, создавшей свои работы в плакатном стиле.
Еще один зала экспозиции, в фокусе внимания которой образ полицейского и всадника.
С одной стороны — охранников порядка, с другой — олицетворение силы и опасности, когда, например, они врываются в гущу демонстрантов, как это было при «освобождении» Амоны.
И здесь, как и в случае «гендерных» плакатов перуанской художницы, многие работы сделаны по следам конкретных событий…
Татьяна Климович