
Татьяна Климович: Сердце помнит
06.09.2011Два года работал над книгой «Да разве сердце позабудет» ее автор Давид Фабрикант, собрав в ней истории более, чем 140 человек – участников войны, беженцев, бывших узников гетто и партизан. Он провел более 100 интервью, литературно обработал их, сумев сохранить интонацию, чувства, передать переживания рассказчиков, которые во время войны были детьми и на плечи которых лег совсем недетский груз испытаний.
Выхода в свет книги Давида Фабриканта ждали многие. Ведь она построена на воспоминаниях наших современников – жителей сегодняшней Хайфы и других городов Израиля. За их плечами — большая трудовая жизнь и военное детство и юность. Некоторые выжили в гетто, сумев убежать от расправы, затем скитались, голодали, некоторые воевали в партизанских отрядах и даже сумели прорваться на фронт, другие — попав в эвакуацию, работали наравне со взрослыми в тылу.
Книгу «Да разве сердце позабудет» состоящую из трех частей: «Мы из гетто», «Нам дороги эти позабыть нельзя» и «Этот день мы приближали, как могли», невозможно читать без слез. Сегодня, спустя 70 лет с начала Второй мировой войны, с особой силой чувствуешь всю нелепую трагичность войны, нарушившей мирное течение жизни, и не можешь постичь чудовищную логику нацизма, поставившего вне закона еврейскую жизнь.
Как рассказывает жительница Кирьят-Шмоны Эсфирь Каплан, когда началась война, она находилась в летнем лагере для детей в Ратомке. Стоял теплый солнечный день, и дети весело играли на поляне, как вдруг атмосфера безмятежности и радости была нарушена. Воспитатели засуетились, стали собирать детей, кто в чем был одет, и погружать в вагоны. Девочке было смешно ехать без платьица и босиком. На минском вокзале к ней бросились другие мамы с плачем: не видела ли она их детей. Оказывается не всех детей довезли, не всех собрали. Кроме того поезд бомбили, и несколько вагонов пострадали… В семье девочки первой погибла ее тетя, затем расстреляли бабушку и дедушку. Наверное, все это было тяжело охватить и понять детским сознанием, но память о том времени сердце сохранило.
В Местечке Жабокричи (Украина, в период войны Транснистрия) спустя 4 дня после того, как оккупанты вошли в село, первой жертвой нацистов пал религиозный еврей. Он стоял у окна собственного дома в талесе и тфилин и молился. Его увидел капитан расквартированной в селе роты румын, поставил к стенке и устроил экзамен, кто первым попадет в тфилин. Об этом повествует Роман Мазлер – бывший узник гетто…
Герои книги Давида Фабриканта рассказывают о пережитом ими на оккупированной врагом территории бывшего Советского Союза – от Бреста, Белоруссии, Украины, Молдавии и до азиатских республик и кавказского региона. Бывшие узники гетто и ветераны делятся воспоминаниями не только о мытарствах, но и героизме. Один из них — Абрам Асташинский, будучи 16-летним паренем, выводил группы людей из Минского гетто (где каждый день расстреливали по тысяче). Однажды и ему самому начальник еврейской похоронной команды по имени Ноах предложил «отправиться на тот свет», прикрепил к руке бирку с именем другого умершего и спрятал между трупами… Потом было так называемое «Гамбургское гетто», откуда он попал в партизанский отряд, а затем в Красную армию. Сегодня Абрам Асташинский, награжденный орденом Отечественной войны 1-й степени, медали «За отвагу», «Партизан ОВ», орденом Красного Знамени, активно участвует в работе Хайфского округа ветеранов (руководитель Евгений Лебенгард).
Бывший узник гетто и ветеран, Леонид Окунь (проживающий сейчас в Петах-Тикве) – кавалер 2-х оденов Славы, также прошел через гетто, воевал в партизанском отряде, а затем в рядах Красной Армии на фронте, где убивая нацистов, мстил за расстрелянных в гетто родственников. Отправляя врагов на тот свет, он мысленно как бы повторял детскую считалочку, которую в мирное время любили приговаривать мама или бабушка, кормя непослушного ребенка, но тут эти знакомые слова «за папу», «за маму» (за убитых папу и маму) — приобретали совершенно другой, зловещий для фашистов смысл.
Вторая часть книги «Нам дороги эти позабыть нельзя» – о беженцах – взрослых и детях, которые зачастую оказывались брошенными на произвол судьбы, спасались от фашистов под бомбежками и обстрелами. Показателен рассказ Ирины Родштейн, которую война застала в пионерлагере Министерства просвещения в селе Кропивки, что в 7 километрах от Бобруйска. После того, как через несколько дней после первых бомбежек возле лагеря приземлился парашютный десант, руководство лагеря сбежало, и те родители, что жили поблизости, забрали детей домой. Лагерь с детьми остался на попечении подростков-пионервожатых 15-17 лет, самым инициативным из которых оказался 15-летний Наум Подерский (который затем сражался на разных фронтах Второй мировой, был награжден орденами и проживает сейчас в Израиле). Он понял, что спасение детей зависит от них самих. После долгих мытарств детям удалось добраться до Гомеля, а затем в Астрахань и Башкирию. В настоящее время уцелевших в то страшное время, соединяет трогательная дружба и поистине родственные отношения, которым характерна взаимовыручка в трудных жизненных обстоятельствах.
Оказавшись в эвакуации в тылу, дети начинали свою трудовую деятельность в 13-15 лет и даже раньше. Многие из них потом пошли воевать на фронт и были награждены за боевые заслуги и доблестный труд в тылу. Об этом – в третьей главе книги Давида Фабриканта «Да разве сердце позабудет».
Ее презентация состоялась в «Теплом доме» на улице Радак, 17 в присутствии жителей дома — членов организаии бывших узников гетто и концлагерей (руководитель Григорий Пустильник), ветеранов и инвалидов – воинов и партизан войны с нацизмом, многие из которых являются героями книги. Незадолго до этого в этом же доме состоялась организованная ветераном Борисом Каганом встреча с одной из немногих оставшихся в живых участниц похода Киселева Мирьям Дойч-Гольц. 6-летней девочкой она прошла вместе с другими 218 евреями путь длиной в полторы тысячи километров из зоны оккупации до расположения советских войск. В книге, на обложке которой запечатлен кадр из известного фильма о походе партизана Киселева, есть воспоминания и других его участников. Все вместе эти рассказы создают правдивую картину войны с нацизмом – в мельчайших деталях, без пафоса и излишних страстей. Но тем сильнее книга воздействует на читателя. Она адресована всем нам и нашим детям, внукам – новому поколению, не пережившему ужасов войны.
Фото автора