День Катастрофы
08.02.2012Церемонией поминовения погибших отметила Хайфа Международный День Катастрофы и героизма европейского еврейства, состоявшейся в хайфском Бейт Оле. Чести зажжения поминальных свечей удостоились 6 жителей Хайфы, выходцев из бывшего Советского Союза. На его территории во время войны существовало более 1000 гетто, большая часть населения которых была уничтожена.
Бывшие узники гетто из России, Украины, Белоруссии, Литвы, Молдовы — Соломон Штайнер, Елизавета Курченко, Макс Сонкин, Бронислава Авидонис, Михаил Вайсман и Ольга Юзефова – поднялись на сцену, чтобы зажечь свечу в память и поделиться с присутствующими своими воспоминаниями.
За плечами каждого из них — военное детство, юность и большая трудовая жизнь. Они выжили в гетто, некоторые воевали в партизанских отрядах и даже сумели прорваться на фронт, другие — попав в эвакуацию, трудились в тылу. Есть среди переживших Катастрофу и такие, кто мало что знает о своей полностью уничтоженной нацистами семье.
Родившаяся в первые дни войны в местечке Мурафа Жмеринской области, Бронислава Авидонис, зажгла памятную свечу от имени узников гетто Литвы. Вся семья ее мужа Аарона Авидониса погибла в Каунасском гетто, а маленького Аарона взяла к себе литовская семья. После того как в освобожденной от фашистов Литве, открыли еврейский детский дом, эта семья передала туда мальчика, сообщив лишь его имя и возраст – 3 года, и это – все его знания о себе и своей родословной. В 1947 году мальчика усыновила еврейская семья.
Село, в котором жила Броня с мамой, оккупировали румыны, среди которых были и румынские евреи. Всех евреев они согнали на главную сельскую площадь, но не уничтожили, а расселили по украинским хатам. 11-летнего брата Брони послали работать в каменоломни, но и ей и ему посчастливилось выжить. С 1991 года Броня и Аарон Авидонис, а также ее брат Давид Соломонович Мошкович живут в Израиле и принимают активное участие в деятельности организации бывших узников гетто и лагерей, которой руководит Григорий Пустильник, также выступивший на памятной церемонии, рассказав о воспитательной деятельности организации среди израильской молодежи.
Активистке хайфской организации ветеранов Ольге Юзефовой, давней соратнице ее руководителя Евгения Лебенгарда, сын строго-настрого запретил делиться воспоминаниями о погибших в войне родственниках – чтобы не разволновалась, и что б не подскочило давление. Но Ольга не удержалась и со слезами на глазах вспомнила, как уговаривала бежать из Киева, который уже бомбили, сестру своего первого – погибшего впоследствии на войне мужа, а та отказалась, сказав, что ее сын Вова – пионер, и не хочет оставлять Киев. Когда нацисты вошли в город, и сестра, и мать, и дети – вся семья ее мужа была расстреляна в Бабьем Яре. А Оля – на 7-м месяце беременности и с 3-хлетним сыном на руках на одном из последних составов – под бомбежками сумела выбраться из Киева. Затем были месяцы путешествия в Ташкент – под бомбежками, когда на остановках она выскакивала из вагона, чтобы достать еду, а ее маленький сын оставался в поезде, и только чудом война не разлучила их. В Ташкенте деятельная Ольга организовала столовую для детей эвакуированных – тех, у кого отцы воевали на фронте. Иной раз ей тяжело было тащить на спине с базы мешки с продуктами, а иногда и нести-то было нечего, продуктов не хватало и дети оставались голодными. И тогда Оля настояла, чтобы их столовую снабжали выловленными в степи черепахами. В Ташкенте Оля стала «профессором» по разделке черепах. Как оказалось, в них, помимо лапок, особо и есть нечего, но для полуголодных детей черепашки были самым желанным лакомством и помогли им пережить нелегкое военное время.
С 1972 года Ольга вместе со вторым мужем и детьми живет в Израиле, где многие годы – до пенсии – проработала бухгалтером. Сын, с которым она бежала из Киева (дочка умерла от скарлатины), также живет в Хайфе и не устает заботиться о своей очень деятельной в свои годы маме. А недавно Ольге Юзефовой была вручена ветеранская медаль и памятные часы от Конгресса европейского еврейства.
Со сцены прозвучали не только рассказы, но и поэтические строки, посвященные Холокосту — Поли Беленькой «Дети Войны», проникновенные стихи собственного сочинения «Без вести пропавший» Калининой Людмилы («Я отца обычно поминаю возле чаши «Вечного огня»»), стихотворение Светланы Сломницкой – руководителя общества «Россияне». Впечатлило зал и выступление хора Бейт Оле «Гармония», который исполнил песни времен войны, «Бухенвальдский набат», любимые публикой «Купите папиросы» на идише и русском и авторскую песню основателя Ансамбля Леонида Гуменюка «Седина».
Татьяна Климович
Фото автора