Mир художницы Тамар Мессер
23.06.2011Центральное место в экспозиции работ хайфской художницы Тамар Мессер в ее галерее в Нижнем городе занимают два уникальных авторских экспоната – книга иллюстраций в черно-белом цвете ручной работы, выполненная Мессер в технике линогравюры – «Эйха»
(«Песнь печальных песнопений»), изданная ограниченным тиражом в 60 экземпляров и красочная Пасхальная Хагада, изготовленная методом офсетной печати на специальной бумаге.
В течение семи лет – с 2001 по 2007 год художница работала над созданием иллюстраций к пяти книгам — пяти мегилот ТАНАХа — «Песнь песней», «Рут», «Эйха» (Lamentation), «Екклесиаст» («Коэлет») и «Эстер», толчком к чему послужила изданная ею прежде иллюстрированная пасхальная Хагада. Именно благодаря этим работам, выполненным в технике линогравюры и японской прессованной бумаги, оставляющей простор для красок, художница стала известной коллекционерам и ценителям искусства во всем мире.
Копии ее работ находятся в коллекциях Еврейского музея в Нью-Йорке, Гарвардского университета, Йельского университета, Библиотеки Конгресса и Еврейской теологической семинарии, а также частных коллекциях в Израиле и за рубежом.
Четыре года назад Тамар Мессер издала одну из самых известных своих работ – пасхальную Хагаду ограниченным тиражом 130 экземпляров, исполненную в технике шелкографии. В копилке ее уникальных произведений – два иллюстрированные «Cвитка Эстер» на пергаменте, текст которых выполнен писцом священных книг.
В галерее Тамар Мессер можно увидеть также авторские рисунки с изображением людей и животных, открытки, художественно оформленные календари, скульптуры, коллажи, мозаику.
Удивительно, как уживаются там рядом герои еврейской истории со скульптурой женщины, побывавшей на выставке «Хей, кукла» в деревне художников Эйн Ход с надписью «60-90-60», помещенной в виде протеста на скульптуре ниже спины, с задорным, несколько абстрактным, изготовленным из дерева и картона котом, взобравшимся на стол, с куклой, опутанной «паутиной» из ниток и кисеи, олицетворяющей жертвоприношение Ицхака…
— Этот вопрос очень часто задают мне посетители галереи: как это может совмещаться – иллюстрации Танаха и другие работы, автором которых является один и тот же человек. Но я считаю, что есть нечто общее, что их объединяет – эстетика, свойственная только мне, говорящая о том, какой я человек.
Я росла в доме с религиозно-сионистскими принципами, где с большим уважением относились к традициям и еврейской культуре. Корни моей мамы – из Германии, а отец в раннем возрасте приехал в Палестину из Польши. Я училась в начальной религиозной школе на Кармеле. В старших классах я перешла в обычную школу и начала изучать там архитектуру, но точные рассчеты, математика – это явно не мой «конек», так что только поступив в художественную школу «Вицо», я по-настоящему отвела душу, изучая графический дизайн.
Я часто задумываюсь, чему меня учили в религиозной школе, ведь я использую полученные там знания при создании своих работ. С годами перед тобой открывается более широкая перспектива, и ты многие вещи видишь по- другому, понимаешь скрытый в них смысл, как например, в изречениях мудрецов («пиркей авот»).
Иллюстрируя «Песнь песней» я постаралась подчеркнуть связь еврейского народа с его землей и раскрыть в ярких, красочных рисунках, выполненных в наивной минималистской манере, красоту и богатство природы и животного мира.
При создании «Свитка Эстер», впервые выполненным мною на пергаменте в традиционной манере рисунка, существующей сотни лет, я стремилась соблюсти последовательность повествования, донести целостность и непрерывность сюжетной линии.
Перед началом работы над «Свитком Рут» мне пришлось провести небольшое «исследование на местности» и побывать в районе Бейт Лехема, где происходит действие, чтобы донести до читателя не только сюжет рассказа, но и передать ему чувство настоящести происходящего. Именно поэтому в иллюстрациях преобладают оттенки желтого и зеленого, а также цвета земли, которые характерны для этой местности в описываемое время года.
К пониманию книги «Эйха» я шла 6 лет, пока не осознала, что в ней высказано предвидение Катастрофы европейского еврейства. Веселые, яркие краски, используемые в предыдущих иллюстрациях, совершенно не подходили в этом случае, и я использовала новую технику линогравюры, сделав иллюстрации в черно-белом цвете.
«Книгу Экклесиаста» («Коэлет») также было очень не просто иллюстрировать. Мне хотелось донести до читателя скрытый в древних поучениях глубокий философский смысл.
— Вы всегда знали, что хотите заниматься искусством?
— С тех пор, как я себя помню. На всех фото – я с карандашом в руке. Мой папа хотел, чтобы я продолжила изучение архитектуре в Технионе. Он, бедный, всегда был слаб в математике, и в этом смысле – я в него. Но вот работу в газете, требующую творческого подхода, концентрации и умения работать в напряженной обстановке, я любила. После окончания учебы и службы в ЦАХАЛе в боевых инженерных войсках на Голанах, я сразу поступила на работу в газету «Маарив», где я проработала 5 лет, а затем «Идиот Ахронот» – 7 лет. Поскольку в тихоне я изучала архитектуру, то в армии я занималась черчением карт.
Работа в газете приучила меня работать и думать быстро. Ведь обычно тебе дают проиллюстрировать статью, которая уже через 2 часа пойдет в печать. Кстати, и яркие цвета в моих рисунках – это тоже то, что пришло из опыта создания газетных иллюстраций, требующих четких, контрастных, насыщенных цветов.
Мне пришлось оставить работу в газете. К этому времени у меня уже было 3 детей, близнецам-мальчишкам исполнилось по 3 года. Однажды по возвращении из Тель-Авива в Хайфу я застала дома интересную картину: запертую в ванне помошницу, взывающую о помощи, и разрисованные кремом стены. Словом, дети постарались на славу, и мне ничего не осталось, как решиться на трудный шаг и уйти с работы.
Я возвратилась в Хайфу и не знала точно, чем буду заниматься. Только что я была в гуще событий, работала днем и ночью, оформляла в качестве графика к выпуску журналы, выходящие в конце недели, знала все новости прежде остальных – и вдруг – остановка.
Я много думала над тем, что я, как художник, могу создать, чтобы достучаться до каждого сердца, и что будет интересно всем. Именно поэтому я и начала с иллюстрации Паскальной Хагады. Эта работа принесла мне неожиданный успех.
Однажды, узнав, что в Вашингтоне должна состояться большая художественная выставка, я сагитировала брата, и мы, упаковав мои работы (в основном, это были книги Хагады), отправились в путь.
Мы даже не знали тогда, как добраться из Нью-Йорка в Вашингтон, все время сверяли маршрут по карте. Но когда попали на выставку – это был настоящий взрыв. Для знатоков искусства мы были новым явлением. В принципе, до сих пор не много людей занимается иллюстрацией, можно сказать, единицы.
После этой выставки меня стали приглашать участвовать в разных экспозициях. Частные коллекционеры, купив мои работы, после представления и утверждения некоторых их них на художественных комиссиях, пожертвовали их в коллекции престижных музеев…
В настоящее время я работаю над иллюстрациями к Пятикнижию Торы –«Хамиша хумшей Тора».
Фото автора
Taniusha stattia klasna ,zal, scho ne mae foto kartun